На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ.

Николай Растворцев, ведущий: «Черные глубины Ладоги. Экспедиция памяти» — рабочее название фильма, съемки которого начались на крупнейшем озере Европы. Несмотря на то, что со времен Великой Отечественной войны прошло уже 80-летие, водолазы-историки продолжают находить артефакты битвы за Ленинград. Один из них — это баржа, которая затонула в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года и стала главной героиней документальной ленты. Скажите, то состояние, в котором была обнаружена баржа и ее груз, как вы его оцениваете, насколько фактурно выглядит находка?

Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ: Состояние баржи очень хорошее. Где-то в 150 метрах от баржи лежит деревянный сруб — это такая надстройка, которая была над баржей. На ней нет следов ни пожара, ни следов взрыва. Скорее всего, она затонула от шторма. Она выглядит очень фактурно, и те подводные съемки лягут в основу документального фильма «Черные глубины Ладоги. Экспедиция памяти».

Марианна Дьякова, ведущая: Мы сейчас видим даже кадры подводной съёмки. Мы знаем, что баржа перевозила боеприпасы в сторону Ленинграда. Насколько этот груз сохранился? В каком он состоянии? Не может ли там что-то сдетонировать, взорваться сейчас?

Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ: Груз лежит в очень хорошем состоянии, так как Ладога – это такой природный холодильник. Из-за низкой температуры, плохой видимости, из-за отсутствия водорослей и живности Ладога все хорошо сохраняет. По поводу детонации я не готов ответить, так как данным вопросом занимаются уже специалисты Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», МЧС России.

Николай Растворцев, ведущий: Сколько операторов работали на глубине? Мы видим эти уникальные кадры. В каких условиях позволяла работать на глубине Ладога?

Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ: Операторов было четверо. Всегда дайверы погружаются по два человека, это подводный оператор с профессиональной видеокамерой и второй, страхующий его с экшн-камерой. Четыре человека, две группы, которые занимались именно подводной съемкой. Так как, я уже сказал, температура воды очень холодная, порядка 6-8 градусов на дне, плюс неблагоприятные погодные условия в виде шторма, ветра, темнота, которую вы видите на кадрах. Благодаря фонарям у нас есть примерно 2-3 метра и такой узкий свет луча, который позволяет обследовать баржу.

Марианна Дьякова, ведущая: Действительно, съемки уникальны, настолько четкое изображение, но кроме этих подводных съемок, что-то еще войдет в фильм? Какие-то другие съемки?

Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ: Конечно, в фильм еще войдут съемки морской геодезии, которые обследовали изначально сверху это судно. Работа в архивах, работа подводного дрона, общение с историками. Сейчас мы пытаемся выйти на родственников тех героев, которые затонули на этой барже.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня, если есть информация, на какую аудиторию будет рассчитана картина, где планируете показ, в какие сроки? Есть ли у вас год, месяц, дата, может быть, к которой вы создаете эту картину?

Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ: С помощью Президентского фонда культурных инициатив мы используем документальное кино для привлечения аудитории в возрасте до 35 лет, включая молодежь. Позволяет нам через кинематограф и непосредственное взаимодействие передать молодому поколению значимость событий Великой Отечественной войны. В середине сентября мы собираемся провести предварительный показ на МИА «Россия сегодня».

Марианна Дьякова, ведущая: Для вас погружение – это, с одной стороны, такая научно-исследовательская деятельность, с другой стороны, съёмки. Когда вы погружаетесь, в первую очередь, какая цель? Помимо съёмок, естественно, подтвердить некие гипотезы, что-то проверить, найти. Какая основная цель для погружения?

Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ: Главная задача заключается в том, чтобы выяснить, что скрыто под водой. Подводные археологи, используя своё высокоточное оборудование, не способны погрузиться и на самом деле увидеть, что там находится. Мы можем определить размеры и создать трёхмерную модель, но для полного понимания ситуации необходимо использовать человеческий взгляд и фактически погрузиться в воду. Лишь при непосредственном погружении можно по-настоящему увидеть, что лежит на дне.

Николай Растворцев, ведущий: Алексей, скажите, за какими объектами, которые находятся ещё на дне Ладоги, это баржи, катера, возможно, какие-то самолеты, вы ведете вашу подводную охоту, есть ли что-то желаемое в списке потенциальных находок?

Алексей Петрыкин, участник подводных экспедиций, руководитель Орловского регионального отделения ДОСААФ: У нашей команды уже есть интересные открытия, о которых вы, вероятно, узнаете в следующем году, оставим небольшую интригу. У нас есть две главные задачи. Первая — это колокола, которые находятся на святом острове Валаам, в частности, колокола Никольского скита. Они остались на льдине возле скита. Мы уже на протяжении нескольких лет изучаем акваторию и продолжаем поиски, но, к сожалению, пока не достигли успеха. Вторая цель — это затонувшая экспедиция нашего земляка, исследователя Русанова.