В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Людмила Ширяева, ведущая: Лето традиционно — время свадебных торжеств, праздников и гуляний. Долгожданные романтичные дни, о которых мечтает каждая девушка.

Василий Киров, ведущий: Так есть, будет и было всегда. Свадебных традиций множество, и у нас есть возможность познакомиться с брачным церемониалом в нашей стране.

Людмила Ширяева, ведущая: «Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века при дворе и в свете» выставка с таким названием сейчас проходит в Малой церкви Зимнего Дворца. Тема невероятно интересная и интригующая. Свод правил, который сложился к XIX веку, остаётся практически неизменным. Допустим ли был другой цвет, кроме белого, в свадебном наряде девушки? Возможен ли был золотой или красный цвет? 

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Красный был недопустим. Преимущество отдавалось белому цвету, как цвету невинности, но допускалось платье цвета слоновой кости или кремовое. Вдовы выходили замуж в светло-лиловом платье.

Василий Киров, ведущий: Лиловый цвет платья это был знак, что женщина вдова?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Лиловый цвет для вдов не был обязательным, но допускался.

Людмила Ширяева, ведущая: Давайте обратим внимание на акварель венчания цесаревича Александра Александровича с цесаревной Марией Фёдоровной в Большой церкви Зимнего Дворца. Какие детали изображены на той картине, и какие традиции они передают?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: На этой акварели изображён уже чин венчания, когда молодых обводят вокруг аналоя. Справа от аналоя мы можем видеть шёлковый плат, на который изначально становились молодые при входе в церковь. По традиции, кто первый вступит на этот плат, тот будет главой семьи. Мы можем видеть подвенечное платье цесаревны Марии Фёдоровны из серебряного глазета. На акварели это не особо видно. 

Людмила Ширяева, ведущая: Ни это ли платье представлено на выставке?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Нет, на выставке платье её дочери.

Василий Киров, ведущий: Передавались ли по наследству свадебные платья?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Нет, свадебное платье каждый раз шилось только для невесты.

Василий Киров, ведущий: Как начинался день невесты в XIX веке? Отличался ли он от наших современных невест, которые могут проснуться в 5:00 утра, чтобы начать приготовления? Фотосессий же раньше не было.

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Фотосессии были, если можно их так назвать. Только уже после венчания и сохранились фотографии великих княгинь в подвенечных нарядах. Начало дня невесты зависел от конкретной девушки. В знатных и богатых семьях поднимались рано. К такой невесте вызывали модистку и парикмахера, который укладывал волосы, прикалывал венок из флердоранжа и фату. Модистка отвечала за платье, а парикмахер, как правило, это был мужчина, за причёску. 

Людмила Ширяева, ведущая: Невесте в приданое клали богато украшенный серебряный халат и парчовые серебряные туфли. Зачем?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Приданое невесты у представителей императорского двора составляло сотни нарядов. Несмотря на то, что мода в те времена менялась очень зримо — каждые 2-3 года. Трехлетнее платье было абсолютно неактуальным. Дюжинами складывалось туда нижнее бельё, аксессуары, обувь, чулки. Для жениха обязательны были сорочки, халат. В этом серебряном халате, согласно традиции, с конца XVIII века жених должен был входить в спальню невесты в брачную ночь.

Василий Киров, ведущий: Что может быть интересно современным женихам и невестам узнать и увидеть в качестве экспонатов? Что могут почерпнуть и для своей свадьбы?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: На выставке в витрине выставлены маленькие свадебные мешочки, которые после свадебного обеда, за десертом, разносили гостям. Каждому гостю полагался такой мешочек, в котором были специальные свадебные конфеты, или засахаренный миндаль.

Людмила Ширяева, ведущая: Что символизировала данная традиция?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Ничего символичного. Маленький подарок на память.

Василий Киров, ведущий: Были ли тогда мальчишники и девишники?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Были, но всё зависело от невесты и жениха и их желания. 

Людмила Ширяева, ведущая: Кричали ли на свадьбе: «Горько»?

Юлия Плотникова, ведущий научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Да.