В гостях у программы «Утро в Петербурге» Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук.
Михаил Спичка, ведущий: Когда я сдавал экзамены в школе, обязательно ночью под подушку клал учебник — это всегда работало.
Людмила Ширяева, ведущая: У нас была примета: если выучить половину билетов, то точно попадется тот, который знаешь. Тоже, не поверите, всегда работала. Обратили ли вы внимание на что-то интересное из нашего опроса, из того, что сказали петербуржцы?
Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук: Да, все это знакомо. Я, кстати, вспомнила, что сама в школе верила в приметы. У нас сирень имела охранное значение. С одной стороны, ставишь букет сирени на стол, чтобы за ним немного спрятаться и списать, а с другой стороны, если тебе попадается пятилистная сирень — это тоже признак того, что ты хорошо справишься с экзаменом.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть расхожее мнение, что если верить во что-то хорошее, то это хорошее и будет происходить и сбываться. Какая здесь научная психологическая база, если она вообще есть или это все метафизика и эзотерика?
Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук: Есть такой экспериментально доказанный эффект Пигмалиона или Розенталя. Он заключается в том, что если мы действительно верим в какое-то событие или какое-то качество личности, то это обязательно сбудется с большей степенью вероятности. Это было много раз подтверждено, включая учебные ситуации, когда преподаватели случайным образом узнавали о высоком потенциале определенного ученика. К концу учебного года оказывалось, что этот ученик действительно достиг значительных успехов в своем обучении благодаря вере учителя в него. Мы также сами себя можем программировать, но это работает в обе стороны. Если мы вдруг запрограммировали себя на плохой исход событий и увидели плохую примету и поверили в нее, скорее всего, мы себе подпортим несколько результатов.
Людмила Ширяева, ведущая: Если идти на экзамен со страхом, с какими-то опасениями, нервами, то есть очень малые шансы, что экзамен будет сдан на 4 или 5?
Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук: Абсолютно правильно. Почему же возникают суеверия, это способ преодоления тревоги. Когда человек испытывает высокий уровень стресса, он стремится успокоить себя, найти внешний фактор, который объяснит определенный порядок в его мыслях.
Михаил Спичка, ведущий: Имеет ли значение уровень его реальной подготовки?
Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук: Да, но здесь, наверное, как психологу, мне стоит всех предупредить о том, что не стоит использовать такой алгоритм, как побольше выучить и прочитать непосредственно перед экзаменом. Можно вспомнить про еще один замечательный эффект реминисценции. Он говорит о том, что наилучшее воспроизведение заученного материала происходит через день-два после того, как мы его получили.
Людмила Ширяева, ведущая: Екатерина, тем не менее, плохие приметы, они все равно существуют, и существуют не просто так, причем имеют хорошее такое хождение по умам, мыслям и даже поколениям. Например, идет человек на экзамен. Черная кошка перебежала дорогу. Плохая примета уже случилась. Что делать в таком случае?
Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук: В принципе, если помогает, это даст быстрый эффект, то можно сделать и так. То есть на каждое действие – антидействие. Но если говорить в более широком, глубинном варианте, то всё-таки, если вы человек, допустим, верующий, тем более православный, не стоит забывать о том, что суеверие – это то, что запрещается. Лучше помолиться, перекреститься и поверить Богу, и поверить в собственные силы.
Людмила Ширяева, ведущая: Какое психологическое наставление перед экзаменами вы бы дали ученикам относительно примет, самоощущения до экзамена, во время подготовки?
Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат психологических наук: Я бы сказала, нужно вернуться к тому, зачем нам нужен экзамен. Он проверяет уровень наших достижений, то, что вы знаете, то, что вы умеете, то, к чему вы готовились. Поэтому надо себе дать установку, что я пойду и сделаю максимально возможное то, что от меня зависит. Продемонстрирую на максимум то, что у меня уже есть.