ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:

Всеволода Мейерхольда называют великим авангардистом и революционером театрального искусства. Новая сцена Александринского театра не просто носит его имя, но и продолжает традиции великого режиссёра.

Новаторский дух чувствуется и в научно-технологическом спектакле, главные роли в котором исполнили роботы.

«В учёном обществе» – постановка-путешествие в мир человеческого, животного и искусственного интеллекта. Основой спектакля стала «Каштанка» Чехова. Старые обои из рассказа заменили световой инсталляцией, а место домашних любимцев заняли механические актеры.

ИРА КРИВОРУКОВА, режиссёр спектакля «В учёном обществе»:

В этом спектакле появляется человек со своими эмоциями, со своими проблемами, со своей горечью, со своей безысходностью и непониманием, что делать дальше.

Роботы на фоне человека со своими простыми, запрограммированными действиями как бы не запутываются, как человек. Они не осекаются, они просто делают своё дело. И двигаются куда-то вперёд по сравнению с человеком.

Роботами за сценой управляют операторы. С помощью точно выверенных движений они стараются передать не только пластику животных, но и их чувства и даже мысли. Например, благодаря камере механической Каштанки, зритель проникает в сознание персонажа, наблюдая за событиями его глазами.

ВАНЯ ЗАСЛАВЕЦ, режиссёр спектакля «В учёном обществе», оператор робота Каштанки:

Много сложного, но много интересного, потому что такая оптика не биологического взгляда на театр, на какую-то вообще театральную природу. Она очень много открывает совершенно интересных каких-то внутренних и даже философских вещей.

За пределами сцены механические актёры похожи на людей. Для них есть свои кастинги и премьеры. Они тоже капризны, быстро устают, болеют, привередливы к радиочастотам и падки на лайки в соцсетях.

ЕВГЕНИЙ РЫЖИК, актёр:

У нас не должно быть конфликта. Я где-то подыгрываю ей, она где-то подыгрывает мне. Мы стараемся найти взаимодействие. Мы же вместе выходим. Если можно так выразиться: мы вместе выходим на бой с залом. Поэтому мы заодно.

Театр рождается на соприкосновении зрителя и актёра. Даже если этот актер целиком состоит из пластика и микросхем. «Новые формы» Чехова и авангард Мейерхольда удивительным образом звучат в спектакле.

АЛЕКСАНДР МАЛИЧ, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра:

Если бы Мейерхольд вообще все это бы увидел, мы думаем, что ему бы понравилось. Он сделал много всего новаторского в театре. И мы до сих пор пользуемся его придумками, его смелыми решениями, которые тогда многим не нравились. Думаю, что робособака в виде Каштанки – это вполне в стиле Мейерхольда. Тем более, что мы здесь на Новой сцене и занимаемся поиском, потому что если нет эксперимента – нет развития искусства.

Спектакль стал не только яркой частью фестиваля, приуроченного к юбилею Всеволода Мейерхольда, но и важным событием в культурном пространстве Петербурга. Соединение цифрового искусства и исторических традиций театра – культурный код, которому Новая сцена Александринского театра посвятит следующий театральный сезон.