В гостях у программы «Утро в Петербурге» Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в Эрмитаж, чтобы в деталях рассмотреть один из самых красивых и известных залов, где выступал сам Ференц Лист. Там происходило официальное представление светских дам, императрицы. В нем заседало Временное правительство, а еще там можно увидеть бесконечный коридор, это знаменитая Малахитовая гостиная. Она ведет свою историю от грандиозного пожара, который был в Зимнем дворце и практически его уничтожил. Восстановлением занимался сам Карл Брюллов. Что находилось ранее в этом зале?
Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Грандиозный пожар в 1837 году навсегда разделил архитектурную биографию Зимнего дворца на две части: до пожарную и после пожарную. После пожарная часть известна лучше. До пожарная значительно в меньшей степени. На месте Малахитовой гостиной была другая, Яшмовая. В этих же стенах ее создает архитектор Монферран в 1830 году. В феврале 1830 года у Николая I заканчивается первая пятилетка царствования. В стране и у него в семье все хорошо. С декабристами все закончил, защитил границы от персов и турок. Дома любимая жена, дети: Александр, Ольга, Мария, Александра, Константин. 14 февраля 1830 года Николай I отдает распоряжение о перестройке части апартаментов Александры Федоровны. Задачу эту получает Огюст Монферран, французский зодчий на русской земле, где он реализовал свои таланты. Монферрану чуть больше 40 лет, нашим героям по 35, они молоды, счастливы. Огюст к тому времени уже работал в Зимнем дворце, и он проработал новую архитектуру нескольких комнат. На месте двух гостиных он создал одну, которая получила название в истории — Яшмовая гостиная. Она имела колонны из яшмы. В современной минералогии это порфир с Алтая, его в те времена называли яшмой.
Тимофей Зудин, ведущий: Яшмовая гостиная отделяла парадную часть дворца от личных покоев императрицы. Как она использовалась?
Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Совершенно верно, это была пограничная территория. На границе с концертным залом стояли кавалергарды, и если на общественную территорию Зимнего дворца был вход относительно свободный, то за кавалергардами начиналась личная, приватная территория императорской семьи.
Тимофей Зудин, ведущий: Оказывается, что Огюст Монферран не только строил архитектурные шедевры, но и проектировал мебель для этого зала.
Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Все придворные архитекторы занимались проектировкой полностью всей комнаты, вплоть до дверных ручек. При них работали узкие специалисты: бронзовщики, штукатуры, мебельщики, художники. Художник Антонио Виги понимал своего мэтра Огюстена с полуслова. В данном проекте Монферран был как дирижер большого оркестра. Всю эту мебель он создал в 1830 году. Создается впечатление, что она из золота, но это позолоченное дерево.
Тимофей Зудин, ведущий: Как он передавал эскизы?
Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Чертежей не было, потому как понимали мэтра хорошо. Он рисовал эскизы, а потом утверждал готовое изделие.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сколько стоила подобная мебель в то время?
Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Средний дворцовый гарнитур стоил в среднем 5 000, а гарнитур с Яшмовой гостиной стоил более 20 000 рублей. Такая сумма была астрономической не только для того времени, но и для нашего. Годовое жалованье полковника русской армии составляло 1 000 рублей, а безбедная жизнь в Петербурге в то время начиналась от 3 000 рублей.
Тимофей Зудин, ведущий: Вся ли мебель и предметы интерьера сохранилась в Малахитовой гостиной?
Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: При пожаре спасли все, сохранилось в Эрмитаже все, но часть находится в РХЦ «Старая Деревня», которая находится на туристическом маршруте.
Тимофей Зудин, ведущий: Что из предметов интерьера представлено на экспозиции?
Иван Гарманов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Пресс-папье, чернильные приборы, подвесы для часов, подсвечники, подставки для флаконов. Все это делалось из малахита и являлось настольными украшениями. В середине 1830 года у господина Демидова около города Нижний Тагил нашли большое месторождение малахита, и тогда начался промышленный масштаб добычи. Тогда же появляется Малахитовая гостиная.