В гостях у программы «Утро в Петербурге» Игорь Беленький, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ Скорой Помощи имени Джанелидзе, доктор медицинских наук.
Дарина Шарова, ведущая: Количество дорожных аварий с электросамокатами в России по итогам прошлого года выросло в три раза. По данным МВД, за 9 месяцев 2023 года более 2 500 пострадали в таких ДТП. Тревожная тенденция заключается еще и в том, что именно Петербург стал лидером по смертельным происшествиям с самокатами.
Михаил Спичка, ведущий: Казалось бы, такое невинное нетравматичное средство передвижения, но ведь это только на первый взгляд. В городе уже отмечены первые аварии с участием самоката. Как вы думаете, почему именно весна считается наиболее травматичным периодом для поездок на самокатах?
Игорь Беленький, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ Скорой Помощи имени Джанелидзе, доктор медицинских наук: Потому что мы встречаемся с каким-то новым видом передвижения и отсутствует адаптация как у самокатчиков, так и у нас, пешеходов и водителей транспорта, так как самокаты ездят не только по пешеходным зонам, но и по проезжей части, к сожалению, и повышают риски происшествий везде, где они появляются.
Михаил Спичка, ведущий: Какие травмы чаще всего получают неопытные, неумелые самокатчики?
Игорь Беленький, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ Скорой Помощи имени Джанелидзе, доктор медицинских наук: Механизм травмы таков, что при езде на относительно большой скорости самокатчик перестаёт контролировать в должной мере своё движение и скорость. При малейшей проблеме, при наезде на какую-то кочку или на ямку, он падает с самоката. Поскольку скорость движения большая, то, что он повредит при падении, зависит, собственно, от того, на какое место он падает. Наиболее часто возникают черепно-мозговые травмы. Хорошо, если это сотрясение головного мозга — это относительно легкая черепно-мозговая травма. Но бывают более серьёзные травмы, вплоть до тяжелых ушибов и внутричерепных кровоизлияний. Очень часто мы встречаем специфические для самокатчиков повреждения в области коленного сустава, когда торможение происходит ногой, а движение туловища еще продолжается и эти травмы довольно специфичны для самокатчиков. Несколько лет назад мы не совсем хорошо умели их лечить, но сейчас знаем, как это делать. Я могу сказать, что мы проводим в институте Джанелидзе курсы по обучению хирургов достаточно высокой квалификации. На курсы по лечению переломов области коленного сустава к нам приезжают из многих регионов нашей страны. Именно для того, чтобы в том числе научиться лечить травмы после падения с самокатов.
Михаил Спичка, ведущий: Очевидно, травмы, полученные при падении с самоката на скорости 10 километров в час, отличаются от травм, которые получены при 20 километров в час. Насколько они отличаются?
Игорь Беленький, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ Скорой Помощи имени Джанелидзе, доктор медицинских наук: Конечно, отличаются и именно поэтому ведется речь о том, чтобы ограничить скорость движения самокатов. Дело в том, что часто они ездят со скоростью, намного превышающей 20 километров в час. Поскольку самокатчики практически лишены всякой защиты, то они получают очень серьезные травмы.
Дарина Шарова, ведущая: Как уберечься от таких травм? Вы упомянули защиту, что это должно быть: шлем, перчатки, налокотники, наколенники? Как себя обезопасить?
Игорь Беленький, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ Скорой Помощи имени Джанелидзе, доктор медицинских наук: Безусловно, ведь когда мы занимаемся какими-то экстремальными видами спорта или даже просто едем куда-то на велосипеде, то я не могу сказать, что общепринято, но довольно часто мы надеваем шлем, налокотники, наколенники, и мы тем самым становимся более безопасны в плане получения травм. Но почему-то это не принято у самокатчиков, и, собственно, это является причиной многих серьезных повреждений. Кроме того, надо, конечно, быть аккуратными, нужно предвидеть развитие дорожной ситуации и нужно избегать движения по каким-то трассам, на которых очень плотное дорожное движение и, конечно, очень аккуратно ездить по пешеходным зонам.
Михаил Спичка, ведущий: Какие травмы чаще всего наносят самокатчики безобидным пешеходам на тротуаре?
Игорь Беленький, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ Скорой Помощи имени Джанелидзе, доктор медицинских наук: Это, опять же, зависит от того, насколько велика была скорость самокатчика. Можно сбить пешехода, он просто упадет с высоты своего роста, и, собственно, вероятность получения тяжелой травмы будет не очень высокой.
Михаил Спичка, ведущий: Но были летальные исходы?
Игорь Беленький, руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ Скорой Помощи имени Джанелидзе, доктор медицинских наук: Да, были летальные исходы, потому что мы возвращаемся к тому, с какой скоростью едет самокатчик. Если он сбивает пешехода на скорости больше 20 километров в час, то это практически автодорожная травма. Равноценно тому, чтобы человек был сбит машиной.