Анна Смирнова, корреспондент:
Ладожское озеро — самое крупное в Европе, и второе по величине в России. Именно здесь, на берегу расположился учебный центр, где уже второй год старшеклассники занимаются в Полярной школе.
Это проект института Арктики и Антарктики Российского гидрометеорологического университета. Он вырос из конкурса, посвящённого двухсотлетию открытия Антарктиды. Победители отправились в экспедицию на Южный полюс. Стало понятно, детям тема интересна.
Мария Сидоренко, ученица Полярной школы:
В этом году мы пока успели побурить лёд на озере. У нас была задача измерить глубину, толщину льда, и понять, что так происходит, температуру льда. Понять процессы не просто в теории, а то, как реально люди этим занимаются в Антарктике, например, в Арктике.
Андрей Иванов, куратор Полярной школы:
Не секрет, что наука стареет, сотрудники стареют. И поэтому нужна молодая юная кровь. А как заинтересовать? Полярная школа и позволяет заинтересовать и мотивировать детей. Такая старая советская практика: школа — вуз — предприятие. Мы пошли дальше. Школа — вуз — и научно-исследовательский институт — институт Арктики и Антарктики.
Раз в неделю участники проекта учатся в университете, больше узнают о климате и Мировом океане. А на учебной базе «Ладога» у них проходят практические занятия. Школьники исследуют лёд, изучают микроорганизмы в озере, а на этот раз – химический состав воды.
Василий Поважный, руководитель лаборатории полярных и морских исследований Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета:
Это то, с чем человек сталкивается прям сразу, приходя в гидрохимическую лабораторию. Его учат измерять кислород, потому что этот параметр нужен и для океанологов, для физиков океана, и для биологов. Там прекрасная замечательная красивая химия: образуется осадок, он растворяется, потом синеет. Это наглядно и во многом весело. Почувствовать, прикоснуться к этой науке, к этим измерениям, мне кажется, очень важно для ребят, потому что даёт потом совершенно удивительный научный немножко взгляд на мир.
Сейчас в Полярной школе учатся 9 старшеклассников, которые ещё определяются с выбором будущей профессии. Два выпускника из прошлого набора уже получили целевое направление и теперь учатся в Росгидромете. Сергей Сахно стал студентом факультета океанологии.
Сергей Сахно, студент Российского государственного гидрометеорологического университета:
Мне это открыло некую дорогу буквально в университет. Мне это дало какое-то представление о том, куда после него идти. И в принципе, мне это показало чем можно заниматься, как этим заниматься и что для этого надо знать. Замотивировали.
На груди у Сергея значок — цифры 66 и 33 — координаты широты Полярного круга. Мечтает студент о том, чтобы пересечь эту условную линию. Как это сделали его преподаватели. За плечами Василия Поважного уже 15 экспедиций, а куратора Полярной школы Андрея Иванова — более 40.