Шедевр западноевропейского изобразительного искусства XVII века. «Роскошный натюрморт» Яна ван ден Хекке проследовал через залы мастеров-соотечественников фламандского художника – Ван Дейка, Рубенса, Йорданса и других живописцев Фландрии. Всё это для того, чтобы впервые почти за девяносто лет занять законное место в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

Мы постоянно говорим о том, что Эрмитаж – универсальный музей. Это вызывает и положительные, и отрицательные эмоции. Он ещё и универсальный музей, очень живой музей. У нас всё время что-то меняется. В музей надо ходить всегда, потому что всегда появляются новые вещи, старые вещи, вещи перевешиваются. И всё это не просто так, всё это может вызывать и дискуссии, и интерес, и доставлять удовольствие просто от лицезрения чего-то нового.

Впервые перед зрителем «Роскошный натюрморт» предстал на выставке-инсталляции в Главном штабе Эрмитажа в декабре 2023 года. До этого полотно никогда не выставлялось публично.

Владислав Статкевич, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа:

Картина поступила в 1935 году и с этого момента ждала, когда до неё доберутся руки реставраторов. У неё была тяжёлая судьба: она была подогнута под раму меньшего размера, потом намотана на вал при эвакуации. В общем, эта картина стояла в плане довольно давно, и вот, перед выставкой, которая недавно прошла в Главном штабе, удалось её отреставрировать.

«Роскошный натюрморт» – одна из самых значительных работ Яна ван ден Хекке. В его эпоху жанр переживал свой «золотой век». Художники изображали как предметы повседневного обихода, так и вещи необычайно дорогие, выставляемые напоказ, чтобы вызвать зависть окружающих к богатству и вкусу. Главный цветовой акцент натюрморта – два красных омара и устрицы. Они и сейчас ассоциируются с изобилием. Рядом – богатство спелых фруктов. Виноград, южные персики, айва, инжир – всё это доставлялось специально к трапезам аристократов. Натюрморт по-настоящему роскошный. Но ван ден Хекке показывает не просто нарочитое богатство. Он говорит и о бренности жизни.

Владислав Статкевич, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа:

В нижней части находится тетрадь с рифмованной записью: «Все наслаждения мира исчезнут словно дым, думай о времени». Это такая символика, крайне характерная для XVII столетия, когда человек проживал недолгую жизнь и чаще, чем мы сегодня, задумывался о хрупкости человеческой жизни.

Постоянное место полотно обрело в зале Снейдерса, фламандского мастера натюрморта, именитого предшественника Яна ван ден Хекке.

Владислав Статкевич, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа:

Его натюрморт перекликается и с картинами Пауля де Воса, шурина Снейдерса, также представленными в зале. Напротив работы Яна ван ден Хекке висит картина Адриана ван Утрехта, ещё одного именитого фламандца, который работал одновременно с художником.

Работа не случайно включена в постоянную экспозицию именно сейчас. 18 мая в Николаевском зале Зимнего дворца откроется выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века». В состав масштабной экспозиции войдут лучшие произведения, созданные в этом жанре во Фландрии в XVII веке, в том числе и из зала Снейдерса.