По мере приближения к северной оконечности острова каменные здания, редея, уступают место деревянным хижинам;

Впервые фантастическая история Пушкина о девушке Вере, живущей на Васильевском острове, молодом чиновнике Павле и таинственном богаче Варфоломее, который оказывается бесом — появляется в воспоминаниях А.П. Керн: «сказку записал некто Титов и поместил кажется, в «Подснежнике». Пушкинисты всполошились: сенсация! Найден новый текст гения! Но, увы, в альманахе «Подснежник» ничего не нашлось. Тогда решили проверить другой альманах «Северные цветы», вышедший в том же — 1828 году. И вот тут «Уединённый домик» был найден.

ВЕНИАМИН ЗОЛОТУХИН, младший научный сотрудник отдела Пушкиноведения ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН:

Мы знаем, что это произведение основано на устном рассказе Пушкина, с одной стороны. С другой стороны, мы знаем, что текст записан другим человеком. Это на самом деле в Пушкинскую эпоху вообще в европейском контексте очень распространенная история. Например, есть тоже страшная повесть «Вампир», которая написана Джоном Полидори и основана она на устном рассказе Байрона.

Значительная часть исследователей считают, что стилистические особенности текста скорее указывают на родство с другими повестями самого Владимира Титова — Тита Космократова, чем с прозой Пушкина.

Фантастические сущности всегда занимали поэта. Они летают, танцуют, грустят на страницах рукописи. Есть у Пушкина и план неоконченной повести «Влюблённый бес», героями и сюжетными поворотами похожий на «Уединённый Домик». Ну и кто как не Пушкин знал о мистичности Васильевского острова.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

Домик, в котором живет Героиня с матерью, сгорает в конце повести. И вот этот деревянный дом помогает представить, как жила вдова, как жила её дочь.

Если мы посмотрим, то у Пушкина читаем: «Домик стоял на северной стороне, смотрел на Петровский остров…» Как нам сейчас туда попасть?

Вот севернее Смоленки зелёная часть есть. И вот там может быть какое-то напоминание о домике.

ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:

Здесь такой небольшой фрагмента Острова Голодай, острова Декабристов. И ещё немного лет пройдёт и тут будут ездить машины, думаю, что набережную Макарова продолжат вдоль Невы, и даже воспоминание о том месте, где мог бы стоять домик из нашей истории, пропадёт.