СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО, профессор Санкт-петербургского государственного университета:

Здравствуйте! Сегодня я напомню вам о том, каким удивительным образом пересеклась с нашим городом судьба Николая Васильевича Гоголя.

Наверное, нет более петербургского писателя в истории нашей литературы, чем Николай Васильевич. Поспорить с ним в этом может только Александр Сергеевич. Кстати, и встречи двух гениев происходили в Петербурге, куда Гоголь перебрался в 1828 году.

Именно здесь увидели свет его первые произведения. Именно в Петербурге Гоголь сочиняет свои гениальные тексты, в которых описывает наш город совершенно невероятным образом. Чего стоит один только «Невский проспект», вошедший в цикл, который среди читателей получил название «Петербургские повести».

Обратите внимание на то, что в Петербурге в 1836 году на сцене императорского Александринского театра случилась и премьера его комедии «Ревизор», восхитившая многих современников писателя.

Нам известны несколько петербургских адресов Гоголя. Среди них здание Университета, где Николай Васильевич пробовал себя в роли преподавателя. А на Малой Морской улице, 17 находилась квартира писателя. Именно с названием этой улицы и случилась чисто гоголевская история.

С 1902 года Малая Морская улица носила имя Гоголя. В 1993 году власти решили вернуть соседней с ней — улице Герцена, ей исторической название — Большая Морская. А следом с карты города исчезла и улица Гоголя и появилась Малая Морская.

В 1997 году на Малой Конюшенной был открыт памятник Гоголю. А на доме номер 11 по Вознесенскому проспекту можно отыскать тот самый нос того самого гоголевского майора Ковалёва.

Я советую перечитать петербургские тексты Николая Васильевича, чтобы лучше понять гениальность его дара и его особые отношения с нашим городом.

А на сегодня у меня для вас более нет рекомендаций! Кроме одной — откладывайте в сторону ваши гаджеты и берите в руки книги, чтобы лучше пониматься не только то, происходит вокруг и сейчас, но и то, что было когда-то в прошлом. Недаром говорил Станислав Ежи Лец: «О чистоте помыслов автора лучше всего свидетельствуют его черновики». До новых встреч.