В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Елена Когутовская, директор центра коррекции и развития детей и Анастасия Шадрина, физический терапевт, член Союза реабилитологов России.

Ксения Бобрикова, ведущая: Завтра 2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Именно информация позволяет понять, что чувствует и как воспринимает этот мир человек с расстройством аутического спектра.

Тимофей Зудин, ведущий: В преддверии этого дня мы хотели бы рассказать об этом расстройстве, которое, к сожалению, вылечить невозможно, но поддержать и социализировать ребенка абсолютно реально.

Ксения Бобрикова, ведущая: По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний Соединенных Штатов Америки, аутизм встречается у каждого 36-го ребенка. Причем мальчиков с этим диагнозом в 4 раза больше, чем девочек. Какие данные по Санкт-Петербургу?

Елена Когутовская, директор центра коррекции и развития детей: По Санкт-Петербургу следующая статистика: в 2021 году было зарегистрировано около 900 детей, в 2023 — это более 9 000 детей.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как такое возможно, с диагностикой до этого было не то или почему?

Анастасия Шадрина, физический терапевт, член Союза реабилитологов России: Нет, расширение спектра во многом зависит от того, что качество оказанной диагностики было ранее, 20 лет тому назад, на низком уровне. Сейчас же специалисты владеют современными методами диагностики и методами помощи. Следовательно, этому уделяется большое количество внимания.

Тимофей Зудин, ведущий: Как сегодня происходит поддержка таких семей, как помогают родителям принять такой диагноз и адаптировать к жизни?

Елена Когутовская, директор центра коррекции и развития детей: В обществе действительно очень мало информации об аутизме, и когда родитель слышит диагноз у своего ребенка, очень часто не знает, что с этим делать. Он замыкается от общества, а в этом большая ошибка. Родителю необходимо помочь интегрировать ребенка в социум. Самая главная задача, чтобы помочь ребенку, нужно помнить правила, как в самолете — маску на себя, потом на ребенка. Очень важно родителям заботиться о себе, о своем психологическом состоянии, чтобы быть в ресурсе и оказывать максимальную поддержку своему ребенку. Хотелось бы сказать родителям — не забывать и не бояться обращаться к специалистам за поддержкой.

Ксения Бобрикова, ведущая: По словам врачей, некоторые симптомы расстройства аутического спектра можно заметить даже у малыша полутора лет. Чаще всего диагноз ставят уже в 4-8 лет. Скажите, какие основные признаки у этого недуга?

Анастасия Шадрина, физический терапевт, член Союза реабилитологов России: Первый и самый главный признак – это устойчивый дефицит социальной коммуникации. Смотрим, как ребенок проявляет эмоции, как он взаимодействует, общается, как привлекает к себе внимание. Второй признак – это повторяющиеся поведения: зацикленность на определенных предметах, зацикленность в определенных действиях, избирательность в еде, часто повторяющиеся поведения, определенные ритуалы. Особенность восприятия всех сенсорных систем. Нарушение коммуникации, то есть ребенку трудно взаимодействовать. Проявляются особенности сенсорного восприятия — ребенка могут смущать бирки на одежде, звуки различные, стимулы, цвет, запах.

Тимофей Зудин, ведущий: Он жалуется на это?

Анастасия Шадрина, физический терапевт, член Союза реабилитологов России: Ему это мешает, может быть слишком громко, высоко, ярко. Слишком колет что-то на одежде и мешает ему сосредоточиться на обучении. Могут быть трудности в речевом развитии, задержка речи и полное ее отсутствие.

Тимофей Зудин, ведущий: Если эти симптомы обнаружены, к какому врачу нужно обращаться в первую очередь?

Анастасия Шадрина, физический терапевт, член Союза реабилитологов России: В первую очередь ведущий специалист данной области — врач-психиатр. Но очень важно, чтобы родители всегда обращали внимание и, если они что-то заметили, обратились к специалистам: по прикладному анализу поведения, по сенсорной интеграции, по двигательному развитию, к психологу, к дефектологу. Именно с той трудностью, которую они заметили. Далее специалисты смогут скорректировать, попросить сходить еще к специалисту для того, чтобы увеличить мнение и более продуктивно выстроить коррекционные работы и маршрут.

Ксения Бобрикова, ведущая: Все мы помним фильм «Человек-дождя», где был как раз очень талантливый аутист, который мог считать, производить в голове невообразимые вычисления. Скажите, а чаще всего как проявляется аутизм? Люди имеют какие-то гениальные способности или наоборот просто воспринимают этот мир не так, как окружающие?

Анастасия Шадрина, физический терапевт, член Союза реабилитологов России: В первую очередь, нужно всегда помнить, что это нарушение восприятия мира. У человека может быть сильная сосредоточенность на какой-либо деятельности, и он будет заниматься только этой деятельностью. Наша задача — помочь ему адаптироваться ко всем условиям, развивать его гармонично, центральную нервную систему и психические процессы таким образом, чтобы было гармоничное развитие всех систем: двигательной, социальной, психологической, речевой и прочее.

Тимофей Зудин, ведущий: В преддверии дня распространения информации о проблеме аутизма что бы вы хотели еще донести до людей?

Анастасия Шадрина, физический терапевт, член Союза реабилитологов России: В первую очередь я бы хотела развеять мифы о том, что дети с аутизмом агрессивны, что с ними нельзя взаимодействовать, коммуницировать, что аутизм – это болезнь, и она лечится таблетками. Абсолютно не так — эти дети способны обучаться, развиваться, учиться, ходить в школу, трудиться. Мое пожелание в том, чтобы человек совершал достойные поступки рядом с этими людьми.