Около полутора тысяч домов в Петербурге признаны памятниками. И список таких зданий постоянно расширяется.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Процедура сложная. Сначала объект надо выявить, затем провести экспертизы и только потом внести в охранный реестр. Давайте познакомимся с историческими домами, которые недавно стали объектами культурного наследия регионального значения.
Набережная Лейтенанта Шмидта, 16. Впервые здания на этом месте появилось почти за полтора века до рождения купца Александра Шлякова.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
В XVIII веке это был одноэтажный дом, как его описывают «на высоком подвале с большим крыльцом». В середине XIX столетия здание выросло до трёх этажей. А к концу галантного века достроили ещё два этажа, а фасад оформили в стиле эклектики.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:
Здесь стоял дом, в котором бывал Александр Сергеевич Грибоедов, здесь бывал когда-то в доме не сохранившемся Осип Сенковский, который редактировал «Библиотеку для чтения». Жил создатель первой подводной лодки Иван Бубнов. И когда-то здесь на доме была памятная доска. Сейчас от неё остались только следы, но мы надеемся, что её просто взяли на реставрацию.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Дом №9 на 16-й линии Васильевского острова выделяется среди прочих не только своим фасадом, но и так называемыми готическими треугольными щипцами. Изначально это была больница, носившая имя императора Александра Третьего. Но она просуществовала недолго.
Ещё до революции медучреждение закрыли, а помещения стали сдавать в аренду состоятельным жильцам. Дух того времени ощущается в парадной и сегодня.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:
В этом доме даже сама парадная особенная. Вот мы сейчас стоим, посмотрите, какие перила. Это всё родное. Здесь вот всё кованое. Коридор. Выходит огромное окно прямо на лестницу, и решётка вот эта — она родная. Так делалось для проветривания в таких парадных — не чёрных, а именно парадных лестницах.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Мне кажется, это ещё и для иллюминации дополнительно.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:
И да, для иллюминации. Больница здесь была недолго. Уже через несколько лет её переоборудовали в жилой дом, но потом здесь появляются коммуналки.
Двухэтажный дом на Новочеркасском проспекте в начале ХХ века построили для Главного гидрографического управления.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Здесь составляли карты российских морей, готовили экспедиции, снабжали мореходов книгами, чертежами, компасами.
АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, краевед:
Когда-то весь Охтинский мыс принадлежал Морскому ведомству, из-за чего долгое время не могли построить Большеохтинский мост. Потом там появился 145-й Новочеркасский полк, для которого была выделена территория, и появились казармы этого полка. И с ним связана история и Игоря Северянина, который недолгое время там служил, и отца художника Кузьмы Петрова-Водкина, который написал воспоминания, вот эти детские воспоминания о Малой Охте.
Дом морского ведомства относился к заводу «Штурманские приборы» Он располагался на этой территории с петровских времён.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ, корреспондент:
Свой первоначальный облик здание фактически не изменило. Столетний фасад сегодня — один из ярких образцов популярного начала прошлого века стиля северный модерн.