В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Тимофей Зудин, ведущий: В Южной Корее ведущих новостей начали заменять искусственным интеллектом и компьютерной графикой. Отличить практически невозможно, а вот зарплату платить не нужно. Неудивительно, что по последним опросам четверть россиян уверены, что нейросети когда-то лишат их работы.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но что, если стать тренером самих нейросетей? Именно такие вакансии стали запрашивать отечественные компании, освоить новую специальность может любой человек, в том числе и тот, кто раньше с искусственным интеллектом не работал.

Тимофей Зудин, ведущий: Антон, мы знаем, что ваша работа связана с настройкой оборудования для беспилотных роботов. Как вы используете нейросети в своей работе?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Мы тренируем нейросети, чтобы они помогали роботам ориентироваться в пространстве для того, чтобы роботы с помощью камер определяли свое положение, положение препятствий вокруг них.

Тимофей Зудин, ведущий: Что значит тренируем нейросети?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Тренировка очень похожа на обучение ребенка, когда мы не можем объяснить, что именно в той или иной картинке нас интересует, но должны сказать роботу, что эта часть красивая и интересная, а другая часть на картинке неинтересная, на нее внимание не обращай. Чтобы не говорить роботу напрямую такие вещи, мы просто показываем ему много-много картинок, и глобально мы говорим, что «это хорошие картинки», а например, «это плохие картинки».

Ксения Бобрикова, ведущая: Почему считается, что с тренерскими задачами справится человек любого возраста и с любым опытом?  

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Потому что здесь не нужно знать, как устроены нейросети. Достаточно обладать вкусом и, в принципе, быть человеком. Идея в том, чтобы размещать данные так, как это делают люди. Человеку понятно, что на картинке другого человека не может быть четыре глаза, а роботу это непонятно. Нужно ему показать много картинок, на которых 2 глаза и обозначить, что «это хорошие картинки». 

Тимофей Зудин, ведущий: Давайте попробуем расширить сферу деятельности человека, которая связана с нейросетями. Нейросети сегодня генерируют множество картинок и даже тексты и рекламные тексты, но у нейросетей нет этических норм. Нуждаются ли в обязательной проверке на сегодня тексты, которые они генерируют?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Да, безусловно нуждаются, причем какие-то проверки уже существуют и внедрены в сами нейросети, а какие-то еще требуется до конца внедрять. Часто те вещи, которые выдает нейросеть, могут быть в корне неправильными. Редактору нужно не только этику соблюдать, а еще проверять на корректность и верность.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как обстоит дело с авторским правом? Есть какие-то правовые нормы?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Пока, как с любым роботом, применение нейросети приравнено к применению какого-то инструмента. Если, допустим, мы просто на компьютере нарисуем какую-то картинку, то будем её автором, а не компьютер.

Тимофей Зудин, ведущий: Были ли прецеденты борьбы за авторские права, чтобы юристы отстаивали?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Есть направления, что сгенерированное что-то нейросетью очень похоже на чье-то чужое. В этом случае считается как будто бы плагиат.

Тимофей Зудин, ведущий: Один из крупнейших российских образовательных проектов заявил, что в 2023 году целых 5 профессий появилось, которые связаны с искусственным интеллектом. Например, такая профессия, как «промпт-инженер». Что это за специальность?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Это как раз специалист, который сможет сгенерировать запрос так, чтобы получилось то, что ожидается от нейросети.

Ксения Бобрикова, ведущая: Антон, как вы считаете, какие еще профессии, связанные с искусственным интеллектом, могут появиться в обозримом будущем?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: В моей картине мира каждая профессия так или иначе будет модифицирована, чтобы там было применение искусственного интеллекта. Каждая профессия связана с креативностью, потому что цель разработки всего искусственного интеллекта в том, чтобы упростить какие-то рутинные, но креативные вещи. Придумывание каких-то идей, заголовков, тех основных слов, которые нужно сказать в своей речи. Что происходит обычно в формате мозгового штурма, здесь может помочь искусственный интеллект.

Тимофей Зудин, ведущий: Многие обеспокоены тем, что конкретная профессия может исчезнуть под натиском нейросетей, но мы видим, что и новые профессии появляются. Как вы считаете, как этот баланс будет соблюден, то есть больше профессий исчезнет или появится новых?

Антон Филатов, доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ (МО ЭВМ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: Сложный вопрос, на который невозможно ответить достоверно. Мне кажется, исчезнет мало профессий, появится много профессий.