На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Елена Кузнецова, доцент кафедры психологии личности, ведущий специалист психологической клиники СПбГУ.

Тимофей Зудин, ведущий: Сейчас мы обсудим последствия страшных событий минувшей недели. Мы выражаем глубокое сочувствие всем пострадавшим в ходе теракта, их родственникам. Информируем наших зрителей о том, что психологическая клиника Санкт-Петербургского государственного университета готова оказывать психологическую помощь ежедневно с 12 до 22 часов по телефону +7 (800) 550-01-22. Скажите, на кого рассчитана ваша служба, это пострадавшие в ходе теракта, их родственники или вообще все, кто испытывает дискомфорт и тревожность в связи с произошедшими событиями?  

Елена Кузнецова, доцент кафедры психологии личности, ведущий специалист психологической клиники СПбГУ: Телефону доверия психологической клиники СПбГУ уже несколько лет. Сама психологическая клиника СПбГУ работает уже больше 10 лет. Мы оказываем кризисную помощь всем в ней нуждающимся и это связано не только с текущими печальными событиями, но и с любыми кризисными событиями в жизни человека. Могут быть утраты, потери, тяжелые переживания, расставания, какие-то тяжелые ситуации в семье с близкими — то, с чем обычно обращаются к нам в клинику.  

Ксения Бобрикова, ведущая: Елена, а много уже обращений вы получили? С какими вопросами звонят люди сейчас?

Елена Кузнецова, доцент кафедры психологии личности, ведущий специалист психологической клиники СПбГУ: В среднем мы получаем где-то 3-4 обращения в день за время смены. Всего с начала года у нас было уже порядка 200 обращений. Не могу сказать, что их стало сильно больше в связи с трагедией в Крокус-Холле. Обращения связаны с переживаниями утраты, с потерями семьи, каких-то близких людей, работы, отношений, животных. Иногда бывают какие-то суицидальные звонки. Наша линия в первую очередь рассчитана на студентов, молодых людей, хотя, конечно, к нам обращаются разные категории граждан.

Тимофей Зудин, ведущий: Участвуют ли студенты в работе вашей линии? Если да, то какую они проходят для этого специальную подготовку?

Елена Кузнецова, доцент кафедры психологии личности, ведущий специалист психологической клиники СПбГУ: Санкт-Петербургский университет последовательно реализует идею клинического обучения — это такой подход, когда студенты во время обучения на практике получают необходимые компетенции для того, чтобы выпускаться уже специалистами с опытом работы. Факультет психологии в этом плане не исключение. Психологическая клиника СПбГУ является базой для студентов, где они получают практический опыт работы под руководством наставников. Телефон доверия – это одна из таких площадок и баз для подготовки, поэтому там работают совместно наши ведущие специалисты, опытные психологи с большим опытом работы и молодые специалисты, которые перенимают у них опыт. Но это не просто студенты, а студенты старших курсов, выпускных курсов, которые сначала были предварительно отобраны по своим личностным и профессиональным качествам, потому что не каждому по силам работать в сфере кризисной психологии и телефонного консультирования. Затем они прошли дополнительную интенсивную полугодовую подготовку, где получали знания в области телефонного консультирования, кризисного консультирования, клинической психологии. Только после этого, под присмотром, под руководством супервизора, они постепенно начинают свою практику. Сначала с более простых звонков, потом переходят на более сложные, тем самым становятся полноценными специалистами.

Ксения Бобрикова, ведущая: Елена, скажите, а в чем специфика психологической помощи, которая оказывается по телефону?

Елена Кузнецова, доцент кафедры психологии личности, ведущий специалист психологической клиники СПбГУ: Конечно, гораздо лучше, если мы видим нашего клиента глазами. Однако люди, которые обращаются на телефон доверия, это люди, которые находятся в кризисной или даже экстремальной ситуации. Что происходит с ними в этот момент? Ситуация кажется неконтролируемой, есть какое-то ощущение, что мир разбит, что он уже не будет прежним, что он состоит из каких-то осколков, и они не понимают, что им делать теперь, куда двигаться и это их фон. Они находятся в таком состоянии и тогда звонок на телефонную линию – это как будто бы луч света в этом темном царстве, который дает какую-то надежду, ощущение подконтрольности, понимание, что делать дальше, и тогда он ярко выделяется на этом темном фоне, и его становится достаточно для того, чтобы помочь. Поэтому телефонное консультирование в обычных кейсах, наверное, было бы не так эффективно, как в кризисных ситуациях. В кризисных ситуациях телефонное консультирование себя достаточно хорошо зарекомендовало. Голоса специалиста бывает достаточно.

Тимофей Зудин, ведущий: Я хочу напомнить телефон линии психологической помощи, +7 (800) 550-01-22, работает с 12 до 22 часов. Что бы вы посоветовали людям, которые в ночное время испытывают какие-то острые приступы тревожности, суицидальные мысли какие-то появляются. Есть ли какие-то инструменты, чтобы нормализовать свое состояние?

Елена Кузнецова, доцент кафедры психологии личности, ведущий специалист психологической клиники СПбГУ: Я, наверное, сразу оговорюсь, что наша телефонная линия, как вы уже отметили, работает с 12 до 22, однако есть федеральные круглосуточные телефоны доверия. Они созданы как раз для таких ситуаций, если в ночное время стало тяжело — телефонное доверие МЧС, телефонное доверие Красного Креста. Наверное, к этому можно прибегнуть, если в вашей ситуации вы не можете с ней справиться сами. Как вы можете помочь себе самостоятельно? Есть в психологии такой акроним – ТРУД. Он помогает запомнить четыре простых правила, как мы можем снизить свое эмоциональное напряжение. Во-первых, Т – температура, если вы здоровы, нет никаких физических противопоказаний, то можете умыться холодной водой. Р – релаксация, вы можете постепенно напрягать ваши мышцы и затем их расслаблять, чувствуя, как мышцы расслабляются. У – упражнения, вы можете сделать 30 или 40 приседаний с учетом вашего физического состояния, физических ограничений и противопоказаний. Д – дыхание, оно регулирует наше эмоциональное состояние. Мы можем чередовать глубину вдоха, если будете дышать быстро и часто, то почувствуете, как вы начинаете возбуждаться. Если же наоборот, делать медленные вдохи, то вы почувствуете спокойствие. Можно дышать «по квадрату» — дышать равными интервалами. Например, на 4 секунды делать медленный вдох, потом на 4 секунды делать паузу, на 4 секунды медленный выдох, и снова 4 секунды пауза.