В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Марина Когай, врач-диетолог, кандидат медицинских наук.

Михаил Спичка, ведущий: «Пройди марафон и похудей!», «Ешь и худей!» — такими фразами призывают присоединиться к движению онлайн-марафонов в социальных сетях.

Людмила Ширяева, ведущая: К сожалению, очень часто участники подобных марафонов остаются весьма недовольны тем, как потратили немалые деньги.

Михаил Спичка, ведущий: Онлайн-марафоны невероятно популярны сейчас. Об этом говорит многомиллионный доход их авторов. Как вы думаете, почему люди так просто доверяют таким ярким заголовкам в интернете?

Марина Когай, врач-диетолог, кандидат медицинских наук: Мне кажется, что магическое мышление свойственно нам всем. Также мы хотим выучить английский за неделю, похудеть на 20 килограмм за две недели — это свойство человеческой психики, верить в чудо.

Людмила Ширяева, ведущая: Когда продукт массовый, наверняка на 10 000 человек не будет разрабатываться программа каждому. Что в этих общих подходах неправильного?

Марина Когай, врач-диетолог, кандидат медицинских наук: Понятно, что когда делается бизнес-продукт, то он должен показать результат. Чтобы в диетологии сделать результат нужно жестко ограничить калорийность, тогда через неделю будет и минус 2, и минус 3, и минус 4, все зависит от того, насколько сильно ограничили объем питания. Ученые доказали, что такой подход к снижению веса совершенно нездоровый. Плюс мы сегодня говорим о том, что набор веса – это результат другой причины, в частности, ограничительного стиля поведения. В итоге во время марафона оказывается поддержка, какие-то награды, человек держится, худеет, а потом наступает усталость от этой стратегии и срыв. Но это уже происходит за рамками марафона, а что там дальше, никого не волнует. Плюс резкие снижения массы тела опасны образованием камней в желчном пузыре, потом это может быть дружба с хирургом.

Михаил Спичка, ведущий: Кстати, эти привлекательные призы бывают очень серьезными: машины, квартиры, гаджеты. Получается, что это уловка, и откликаются на нее азартные люди?

Марина Когай, врач-диетолог, кандидат медицинских наук: Не обязательно. Понятно, что мы хотим некие награды за достижение каких-то целей. Диетологи тоже это используют в работе. Человек сам придумывает, чем он себя наградит за достижение какой-то цели. Другой вопрос, что здесь, мне кажется, идет подмена понятий. В конце концов, к чему мы стремимся: к машине, квартире или к здоровой стройности?

Людмила Ширяева, ведущая: Возможно ли каким-то образом обеспечить такой хороший контроль за всеми людьми, кто проходит марафон, чтобы это положительно сказалось на результате?

Марина Когай, врач-диетолог, кандидат медицинских наук: Конечно, возможно. Марафон — это обучение здоровым привычкам, здесь применяются технологии, которые сегодня доказаны именно в сфере обучения. Их очень много, эта отрасль развивается, там очень много классных лайфхаков. Другой вопрос, что если мы хотим показать результат и сделать это безопасно, то не будет лозунгов, что вы похудеете на 20 килограмм за неделю. Не будет стоить тысячу рублей, потому что это требует больших вложений, силы, интеллекта и времени. Сработают марафоны все, но что будет в долгосрочном периоде, потому что мы, врачи, когда работаем с пациентом, всегда думаем, а что с ним будет через год, через 5 лет, через 10, через 20 лет.

Михаил Спичка, ведущий: У нас есть некоторые комментарии тех, кто участвовал в таком онлайн-марафоне, которые мы нашли в интернете. Лилия пишет, что ей пришлось выйти из марафона по рекомендации врача. Сбой могут дать щитовидная железа, сердечно-сосудистая система, сбился цикл. Какие еще последствия могут быть от таких стрессовых ситуаций, связанных с марафонами по похудению?

Марина Когай, врач-диетолог, кандидат медицинских наук: Чаще, конечно, приходят пациенты с проблемой желудочно-кишечного тракта, потому что резкие ограничения и срывы очень болезненно переносятся ЖКТ. С другой стороны, когда мы ограничиваем себя в еде, секреция ферментов тоже уменьшается — будут признаки диспепсии, вздутия, газообразования, боли. Очень часто приходят с гастритами, а также одним из осложнений быстрого снижения веса являются камни в желчном пузыре. Потом уже желчная колика и операционный стол.

Людмила Ширяева, ведущая: Если все-таки есть у человека желание, а главное он может худеть только так — дома, то возможно ли это сделать правильно? Можете ли дать какие-то рекомендации таким зрителям?

Марина Когай, врач-диетолог, кандидат медицинских наук: На самом деле не имеет значения, как человек хочет похудеть. Другой вопрос, что сегодня все исследования говорят о том, что максимальный темп снижения веса – это 1 килограмм в неделю. Желательно 500 грамм, потому что все остальные скорости грозят разрушением мышечной ткани. Поддержание веса возможно только за счет хорошего количества мышц, поэтому это более плавный темп снижения веса, и это банальные советы, о которых все знают. Есть регулярно 3-4 раза в день, есть все группы продуктов — это овощи, фрукты, белковые продукты, молочные продукты, жиры, крахмалы. Другой вопрос, что, как правило, людям сложно это делать, потому что есть причины, которые заставляют их делать по-другому. Здесь часто нужен специалист для того, чтобы показать, а что же там на самом деле происходит.