В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт- Петербурге.

Тимофей Зудин, ведущий: Множество людей в последнее время, помимо их воли, оказались вовлечены в преступные схемы и поиск новых жертв под видом сотрудников Центробанка. Теперь мошенники не просто вымогают деньги, а заставляют людей на них работать — эта схема начинает действовать с того момента, когда жертве звонит якобы начальник. Неужели так просто изобразить по телефону другого человека, даже если его голос незнаком?

Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт- Петербурге: Здесь играет роль не степень соответствия голоса или других характеристик, а общие психологические эффекты. Как правило, мошенники, когда начинают с нами разговаривать, используют один базовый механизм, который помогает нас поймать в сети — это эффект дезориентации. Если вы обращали внимание, как они начинают общаться, они либо сообщают некую информацию, которая вас выбивает из колеи, либо они чаще всего начинают говорить быстро, переключать каналы и не дают вам возможности вздохнуть и опомниться. То есть вас придавливают некой информацией и создают такие условия, чтобы у вас не было ни минуты, ни секунды на критическое осмысление того, что происходит.

Ксения Бобрикова, ведущая: Далее, как правило, следует просьба внести деньги на безопасный счет. Потом начинается самое интересное — поступает предложение поработать спецагентом Центробанка и подключиться к обзвону. Почему именно тем, кто уже внес деньги, это предлагают? Почему они не забирают деньги, а предлагают еще включиться в дополнительную игру?

Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт- Петербурге: Видимо, в какой-то момент возникла такая опция в мошеннических схемах, но на самом деле это тоже вполне понятно. Когда вам сообщают о какой-то угрозе, вам становится очень тревожно. Тревога – это очень непереносимая эмоция, от нее хочется избавиться и срочно что-то сделать. В этот момент человек вам начинает надиктовывать, какие действия для этого необходимы. Сначала вы делаете что-то вместе с ним для своей собственной безопасности и все — вы уже на крючке, этот человек помог вам. Он для вас важный, хороший, авторитет, который спас ваши деньги. Дальше вы уже доверяете этому человеку, потому что вы с ним прожили какую-то тревожную историю, и подключаетесь к тому же самому, несете благо еще и другим, но при этом мыслите некритично. Человек находится под внушением, это происходит бессознательно. Еще есть такой эффект подчинения авторитету. Нас социум обучает этому изначально, чтобы мы подчинялись кому-то сильному, важному родителю, педагогу, начальнику, поэтому это базовый социальный эффект подчинения авторитету. Авторитет сказал — люди сделали.  

Ксения Бобрикова, ведущая: Как в такой стрессовой ситуации, когда тебе действительно не дают вздохнуть, все так быстро развивается, все-таки включить критическое мышление?

Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт- Петербурге: Первая профилактика – понимание того, что это сейчас очень распространено и работает именно через дезориентацию и через невозможность из этой схемы выключиться. Поэтому естественный и самый простой способ – это прервать коммуникацию. Если случилось что-то действительно критическое, то службы безопасности правоохранительных органов вас в покое не оставят, обязательно до вас дозвонятся. Еще один способ – это иметь бессознательный способ критики осмысления.

Тимофей Зудин, ведущий: Как до родителей и близких донести мысль, что не стоит всем верить безоговорочно?

Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт- Петербурге: Только физически отключить канал коммуникации. После действия может возникнуть ситуация переживания катастрофы — что я натворил, что я сделал — это гигантские стрессы для человека. Первая задача – помочь ему совладать с этой ситуацией, прийти в себя, рассказать, что катастрофа обратима, а если нет, то дать такую же поддержку, которую обещали мошенники через присоединение, проживание ситуации, снятие гигантской тревоги.