ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
Вы слышали, как поют грибы? Сегодня нашему вниманию будет представлена «Грибная ария». Свои вокальные данные нам продемонстрируют Вёшенка розовая, Кордицепс военный, Опёнок зимний, Призрачный гриб и Щелелистник обыкновенный.
Учёные из Великобритании доказали, что грибы общаются между собой, обмениваясь электрическими сигналами. Основываясь на этой информации учёный Эндрю Адамацки сгенерировал грибной алфавит, а петербургский художник в области научно-технического искусства Всеволод Красса написал музыкальное произведение от имени грибов.
ВСЕВОЛОД КРАССА, художник в области научно-технического искусства:
Адамацки выделил некоторые грибные слова. Однако мы не знаем значения этих слов. И мы решили использовать методы машинного обучения. Для того, чтобы сравнить длительность этих слов, как они идут в электрофизиологической активности, и сопоставить их с большим объёмом данных научно-фантастических произведений. Где как-то сочетаются похожие слова.
Так на стыке искусственного интеллекта и киберготической поэзии — жанра, который сочетает в себе элементы научной фантастики, киберпанка и готики, родилась лирика для «Грибной арии», где у каждого гриба свои неповторимые слова.
ОЛИВИЯ ЛАНКАСТЕР, корреспондент:
Вот фрагмент текста арии Опёнка зимнего: «А я модель энтропии вируса логики. На теле сетевого ритуала полно железа, инфекций. Им я устанавливаю не идеальный ИИ. Эта сила – моя». Очень загадочно и немного похоже на Маяковского.
В природе грибы разговаривают друг с другом очень медленно. Чтобы получить 5 минут текста, требуется прослушать минимум две недели их бесед. А для возникновения мелодии пики электрофизической активности мицелия надо перевести в привычную нам нотную грамоту и сопоставить с клавиатурой рояля.
ВСЕВОЛОД КРАССА, художник в области научно-технического искусства:
Нам очень сильно помог хор «Гардарика» потому, что надо ещё сделать такую вещь, как тесситура — соотнести эти звуки, их немножко сжать с диапазоном человеческого голоса и разложить по разным группам певцов. Потому, что там есть басы, тенора и так далее.
АРИАДНА ЦАРЬКОВА, музыкант хора «Гардарика»:
Мы всем коллективом поём все пять грибов. Там есть ещё один мужской отдельный гриб, потому что этот гриб вибрирует на очень низких частотах. Это заставляет вибрировать весь организм на этих частотах низких и высоких — вот мы поём женскими голосами высокие ноты и это, действительно, красиво и необычно. Можно сравнить с какой-то грузинской музыкой. В целом какая-то медитация.
Выступление пяти видов грибов вызвало восторг у зрителей, которые пришли послушать «Грибную арию». Интересно, чем же в это время занимались остальные полтора миллиона представителей грибного царства? Возможно, изучали язык людей, чтобы потом написать «Человеческую арию».