В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Иванова, и.о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга и Кирилл Зайцев, кузнец-штамповщик.
Людмила Ширяева, ведущая: Все больше юношей и девушек еще до наступления совершеннолетия могут определяться с профессией и набираться опыта — это возможно благодаря программам поддержки «Молодежной занятости». Приятно и хорошо, что у школьников сейчас очень много возможностей, например, в рамках нацпроекта «Демография» на платформе «Работа России» и портале «Госуслуг». Что показывает практика, как складывается взаимодействие у соискателей с этими платформами? Куда они там обращаются? Куда идут?
Татьяна Иванова, и.о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга: Любой соискатель, который сейчас ищет себе официальную работу, должен обратиться на портал «Работа России». Это федеральный портал, там вакансии всей страны, в том числе временная занятость. Подростки, как и взрослое население обращаются на портал «Работа России», чтобы найти себе работу, пусть даже временного характера. Несовершеннолетние вполне ориентируются, они также общаются через портал государственных услуг, чтобы найти работу, и я думаю, что они даже лучше, чем взрослые в этом разбираются.
Николай Растворцев, ведущий: Ждут ли их эти взрослые?
Татьяна Иванова, и.о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга: Во всей стране, как и в Петербурге наблюдается дефицит в кадрах. Работодатели все чаще обращают внимание на то, что можно взаимодействовать с несовершеннолетними, а в рамках трудового законодательства их тоже нанимают на работу. По последним исследованиям, за последние два года, с 2020-го, спрос у работодателей на труд несовершеннолетних возрос почти на 30%, то есть вакансии стали размещаться с акцентом на том, что и подростки могут работать на такой работе.
Людмила Ширяева, ведущая: Кирилл, я знаю, что сейчас вы работаете кузнецом-штамповщиком. Как началась ваша трудовая деятельность? Какие государственные программы помогли вам, помогли старту в карьере?
Кирилл Зайцев, кузнец-штамповщик: Сначала, когда проходило обучение в Академии промышленной технологии, в День промышленности, приходили представители разных предприятий, рассказывали о всей этой сфере. Естественно, я заинтересовался очень сильно и было очень интересно проходить различные практики, которые были от их предприятий. Все сложилось успешно. На предприятии дается три месяца испытательного срока. По профессии я работаю уже полгода.
Николай Растворцев, ведущий: Татьяна Анатольевна, какие испытания должны пройти школьники?
Татьяна Иванова, и.о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга: Школьники работают в свободное от учебы время, это никак не касается их учебного процесса. Если ребята хотят подрабатывать в то время, как они учатся, то есть он днем учится в школе, а вечером два часа может подрабатывать. При приеме на работу, как у Кирилла, конечно, никакой практики нет. Сразу заключается трудовой договор, как только молодому человеку понравилась выбранная вакансия. На первых порах работодатель рассказывает ему, какие функции и задачи он должен будет ежедневно выполнять.
Людмила Ширяева, ведущая: Какие права есть у такого работника? Начисляется ли зарплата и есть ли график?
Татьяна Иванова, и.о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга: Всё как взрослому человеку согласно Трудовому кодексу. Работодатель понимает уровень ответственности. Не так много работодателей принимают подростков, потому что, естественно, более усложнен процесс самого трудоустройства и процесс трудовых отношений. Всё должно быть на законных основаниях, соблюдение всех норм охраны труда и всего прочего, то есть с детьми это более усиленно происходит.
Николай Растворцев, ведущий: Самое ценное, что мы можем получить, это опыт, безусловно. Такие первые шаги могут ли стать настоящим мостом в будущую профессию в жизни?
Татьяна Иванова, и.о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга: Много у нас есть примеров, когда дети поработали в рамках наших программ. Понятно, что это вакансии неквалифицированные, потому что нет образования у детей. Соответственно, дети себя просто могут «пощупать» в этих профессиях. Мы каждый год пытаемся расширить перечень вакансий, то есть дать возможность детям поработать там, где им интересно. Не только в садах и парках заниматься благоустройством, уборкой или высаживанием каких-то растений, а также попробовать себя в офисе, в работе продвижения, рекламы, обслуживания. Все это мы пытаемся сделать для детей, чтобы они могли попробовать, понять нравится ли им и стоит ли дальше этому учиться.