АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Символично , что в год трёхсотлетия Российской Академии наук исполняется 235 лет с момента окончания строительства знаменитого Дворца науки на Кадетской набережной, которая с 1887 года называется Университетской. Здание Академии наук — одно из главных шедевров итальянского архитектора Джакомо Кваренги, построенный по личному заказу императрицы Екатерины II, между прочим это первое здание построенное Кваренги здесь у нас в Санкт-Петербурге. Я предлагаю прогуляться по этому памятнику архитектуры строгого классицизма и вспомнить как зарождалась отечественная наука.

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

В 1783 году Екатерина Романовна Дашкова — первая директор-женщина в Академии наук, и единственная пока женщины — директор Академии, получает финансирование на строительство этого здания.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Это правда, что она сама попросила свою подругу Екатерину II — дайте денег на строительство здания для Академии наук.

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

Совершенно верно, Екатерина Романовна Дашкова и Екатерина II дружили с детства. Санкт-Петербург того времени ещё не привык к стилю «строгий классицизм», в котором работал Джакомо Кваренги, город привык и общество привыкли к пышному барокко, елизаветинскому, и такое здание оно не сразу воспринималось легко.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы просто поднялись по этой эпичной, на мой взгляд, парадной лестнице. Это правда, что она здесь появилась не во времена Кваренги, это уже была более поздняя такая достройка?

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

Лестница, на которой мы находимся, была завершена уже позже и другим архитектором, но тоже из Италии — Антонио де ла Порте. Поскольку Джакомо Кваренги обладал таким же сильным характером, как Екатерина Романовна Дашкова, впоследствии контракт был разорван и внутреннюю отделку здания завершал уже Антонио де ла Порте.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Как я всегда говорю про ваш Дворец науки — эпичная парадная лестница продолжается эпичным мозаичным полотном. Я знаю, что эта история появилась здесь, когда Академия наук 200 лет отмечала? То есть, получается сто лет назад, когда Академии наук было 200 лет.

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

Тогдашний президент Академии наук – геолог Александр Карпинский дружил в юности с деятелями искусства, и вспомнил о том, что где-то есть такое мозаичное полотно, оно проживало сначала в здании Академии художеств, а позже было перенесено в здание Общества поощрения художеств — сейчас создание Союза художников на Большой Морской. И уже оттуда в 1925 году оно было перенесено сюда в здание Академии наук, и уникально подошло по размерам. Размер мозаичного полотна «Полтавская баталия» составляет примерно 35 квадратных метров, здесь находится более миллиона маленьких кусочков смальт — это специальное цветное стекло, рецепт которого был воссоздан Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Сегодня этот рецепт, говорят, хранится в архиве Академии наук.

Мы находимся с вами в парадных анфиладах здания Академии наук, которые сохранили свой первоначальный интерьер, и анфилады украшены оригиналами портретов учёных: в том числе Вавилова, первого Нобелевского лауреата Павлова.

Для дворцов того времени было свойственно иметь кабинеты или комнаты спальников, например, в Эрмитаже, которые были проходными, что сейчас для нас кажется немножечко странным. Например, прямо сейчас мы с вами заходим в кабинет Екатерины Романовны Дашковой — он тоже проходной на сегодняшний момент. Самая интересная деталь в этом кабинете — вот это венецианское окно, которое очень выделяется из всех окон здания Академии наук.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

С этим связан большой скандал….

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

Да, именно это окно послужило разрыву контракта между Джакомо Кваренги и Екатериной Романовной Дашковой. Это подтверждают архивные записи: он говорит « у вас лично может быть окно, но тогда я ухожу».

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Насколько я знаю, полностью оформление этого зала завершилось, когда Академии наук уже сто лет исполнилось?

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

В 1825 года была завершена отделка Большого конференцзала, по которому мы сейчас прогуливаемся, и интерьеры оформления сохранились в первозданном виде. Здесь не было совершенно ни одной реставрации.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я знаю, что фриз освещает деятельность Екатерины II самой.

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

Поскольку именно благодаря Екатерине II было построено это здание, и Академия наук уже получила новое развитие. Здесь 8 сюжетов, но была как отсылка к 12 подвигам Геракла, таким образом возвеличить Екатерину II.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы с вами, Екатерина, переместились в Малый конференц зал. Что здесь было в стародавние времена?

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

Когда-то здесь располагался Женский кружок: просветительская деятельность велась супругами и дочерьми академиков. А в основном Малый зал используется для рабочих целей, таких как совещания, конференции.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мне кажется, важное такое событие уже в новейшей истории Российской Академии наук, что к трёхсотлетию Академии наук у нас в городе появилось теперь Санкт-Петербургское отделение Российской Академии наук. Что теперь будет во Дворце науки?

ЕКАТЕРИНА КРЫЛОВА, научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии наук:

Здесь сейчас располагается Санкт-Петербургское отделение Российской Академии наук, которое продолжит традиции науки в Санкт-Петербурге.