В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Ксения Бобрикова, ведущая: В Главном музее страны для посетителей открылась первая очередь обновлённой экспозиции «Культура и искусство Китая XVII – XIX веков». Залы были закрыты на протяжении 15 лет, и теперь публика сможет понять, как жила одна из самых закрытых стран в мире в годы правления своей последней императорской династии — династия Цинь. Выставлялись ли все эти экспонаты во время реконструкции?

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Частично. У нас большой зал, в котором стоит большая ширма, и он был всегда открыт. Показывали экспонаты на временных выставках в Выборге и в Казани. Сейчас в Гатчине проходит выставка.

Тимофей Зудин, ведущий: Что характерно для династии Цинь сквозь призму культуры и с какими культурными вызовами она столкнулась?

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Династия Цинь была инородной для Китая, так как пришла с Маньчжурии, и им необходимо было включиться в китайскую традицию. Было время колонизации, контакты с другими странами, и это во многом изменило Китай.   

Ксения Бобрикова, ведущая: В эрмитажной коллекции хранятся произведения искусства Китая высочайшего уровня. Как эти сокровища попали в собрание музея?

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Начинать можно со времен Петра I. Некоторые предметы были подарками императора Канси, который правил с 1662 года по 1722 год. В XVIII — XIX веках цари поддерживали отношения с китайскими императорами, налаживали торговые и дипломатические связи. Меценаты тех лет приобретали вещи, которые находились в разных музеях.

Тимофей Зудин, ведущий: Народное национальное искусство, как правило, символично. Какие символы использовали китайские мастера и что они хотели передать миру?

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Пожелание счастья, долголетия и всевозможного благополучия. Они изображались как ребусы, иероглифы, как картинки, которые неграмотные люди легко узнавали, и таким образом, любой предмет, который мы видим, можем запросто прочесть.

Ксения Бобрикова, ведущая: На выставке есть экспонаты, которые китайские мастера делали специально для российского Императорского дома, это вазы, сервизы и ящик для охлаждения помещения, подаренный императором Гуансюй Николаю II. Почему именно этот ящик считается презентом уровня венценосной особы?

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Предмет сделан из замечательного материала, перегородчатая эмаль, которая приравнивалась к драгоценностям. Китай достиг высочайшего уровня в производстве перегородчатых эмалей. На этом ящике эмаль зеркально отполирована. Использованы разные цвета, преимущественно бирюзовый, а также красный и желтый.

Тимофей Зудин, ведущий: Как работает этот ящик, как кондиционер?

Мария Меньшикова, старший научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа: Больше похож по функционалу на холодильник. В Китае летом очень жарко, и в помещении ставили такие ящики со льдом для охлаждения помещения. Данный ящик украшен иероглифами с пожеланием счастья и долголетия. Подарок предметов, выполненных в императорской мастерской, и являлось показателем уровня мастерства.