В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге.

Тимофей Зудин, ведущий: За последние 10 лет интерес россиян к эзотерике вырос в два раза, а за 2023 год аудитория эзотерических курсов увеличилась почти в 20 раз. Особый интерес вызывает ченнелинг — это общение с космическим разумом. Предложения по услугам переводчиков с галактического языка, ченнелеров, все чаще можно встретить на сервисах объявлений.

Ксения Бобрикова, ведущая: Так называемые контактёры готовы решить любые проблемы, дать вам информацию, необходимый пример для финансового роста.

Тимофей Зудин, ведущий: История ченнелинга уходит корнями в средневековье: черные маги, медиумы в царской России, экстрасенсы в 90-е. Может быть, ченнелеры реализуют нашу потребность выйти за рамки привычного мира?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Вы знаете, безусловно, да. Здесь надо также отметить то, что некоторые историки рассматривают ченнелерами даже Адама и Еву, что они же, собственно, контактировали с кем-то. Другое дело, что когда мы имеем дело с ченнелерами, то мы имеем дело не с научным знанием, которое очень сложно верифицируется, то есть проверяется. Мы никогда не можем сказать им, имеем ли мы дело с Еленой Рерих, которая впадала в состояние и писала книги. С известными в мире экстрасенсами, такими как Ванга, которая что-то предвещала и, возможно, что-то действительно было. Но данных экстрасенсов где-то процентов 5-10, а все остальные используют то, что эта сфера очень сложно поддается верификации и проверке, и, соответственно, эксплуатируют где-то человеческие страхи будущего. Мы все боимся неизвестности, поэтому потребность в экстрасенсах выросла за последние 10 лет. Самый большой всплеск был в 2020 году.

Ксения Бобрикова, ведущая: В интернете ченнелинг заявлен как «общение с высшим разумом». С кем и с чем предлагают выйти на связь контактёры?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Фантазия контактеров безгранична, тем более здесь выступает маркетинг. Мы имеем дело с людьми, которые не уверены в себе — это клиенты, и они боятся взять ответственность за свои решения на себя. Им нужно какое-то подтверждение извне, и, соответственно, чем, авторитетнее канал обращения, тем больше доверия. Знания, которые получают так называемые ченнелеры, очень сложно поддаются научной верификации, если какие-то предсказания мы можем проверить, то здесь это очень сложно.

Тимофей Зудин, ведущий: Ченнелеры общаются с высшим разумом. Понятно, что высший разум не всегда понимает наш привычный язык, и они используют язык специальный, галактический. Зачем этот набор звуков?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Сами ченнелеры, с одной стороны, это могут быть откровенные шарлатаны, которые используют все человеческие слабости, а также люди, которые действительно сами в это верят, они впадают в состояние транса. Естественно, что когда в состоянии транса находится человек, то дверь в подсознание открыта. Они искренне в это верят, идут какие-то слова, какие-то потоки. У нас нет школы изучения, нет тойфеля по галактическому языку, то есть нет экзаменов — мы не можем это никак проверить. Поэтому, что они говорят и что им приходит в голову в состоянии транса, это личные переживания каждого ченнелера.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ченнелинг в России, это продолжение западного движения или у нас какая-то своя локальная спецификация?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Сейчас это общее движение ментальности, мы проводили исследование, что согласно теории известного русско-американского социолога Питирима Сорокина, у нас нет постоянно какой-то одной ментальности, доминирующей в обществе. Если в XX веке была материальная ментальность, мы все верили в научно-технический прогресс, в науку и так далее, и это было только критерием истины, то сейчас эта ментальность уступает место ментальности духовно-материалистической. То есть у нас появилась потребность в духовном, и эту потребность религия уже, к сожалению, не совсем закрывает. Религия уже переживает такое состояние некоторого спада, и поэтому идет потребность в чем-то другом, но тоже духовном. Соответственно, ченнелеры ее просто заполняют.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие житейские проблемы предлагают решить на рынке за счет ченнелинга? Сколько это примерно стоит?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Расценки зависят от социального капитала ченнелера, от его популярности, сколько он вложил в раскрутку, сколько подписчиков, частота обращения, количество отзывов, то есть это все маркетинг. Я думаю, что от 5 000 рублей, учитывая количество клиентов, ченнелеров, это хороший стабильный заработок. Другое дело, что они не платят налоги.

Ксения Бобрикова, ведущая: В чем негативное влияние ченнелинга?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Мы имеем дело именно с шарлатанами или с людьми, которые неадекватны психически, и, соответственно, они мало того, что живут сами в своем мире, еще тянут в свой мир других. Дело в том, что человек переходит из мира реального в другой совершенно мир, где нет критериев истинности. Он попадает под влияние ченнелера и теряет свою идентичность. Человек принимает не сам решения и несет за них ответственность, а он перекладывает ее на ченнелера. Хорошо, если просто человек, который живет в других измерениях, но если это шарлатан, то можно потерять и благосостояние.

Тимофей Зудин, ведущий: Как объяснить близкому человеку, что не стоит к ним обращаться и возможно ли это?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Можно объяснить именно тем, что ты проживаешь свою жизнь и тем, что человек должен взять ответственность сам на себя. Мне кажется, это какой-то социально-психологический отказ от взросления, когда мы сначала привыкли слушаться воспитателя в детском саду, потом маму с папой, а потом мы должны сами, но сами не выучились, и, соответственно, перекладываем ответственность на ченнелера — это такой инфантилизм.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что можно предложить и как вывести из этого своего близкого человека?

Юлия Байер, руководитель программы аспирантуры «Социология управления», кандидат социологических наук, доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге: Есть здоровые практики йоги, медитации, осознанности, то есть, когда мы работаем сами со своим сознанием, без каких-либо экстазов, трансов и других личностей, которые нас в это вводят и руководят нашим подсознанием. Важно человеку осознать, что ты сам проживаешь свою жизнь, ты сам главный герой своей жизни, и ты несешь за нее ответственность. Не забивать свое сознание какими-то шумами извне, и, тем более, таким влиянием, не отдавать свою жизнь в чужие руки.