В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения Президентской академии в Санкт-Петербурге.
Ксения Бобрикова, ведущая: Опасность увлечений эзотерическими направлениями, а конкретно ченнелингом, контактёрством с возможностью к подключению к вселенскому разуму. Такое безобидное на первый взгляд увлечение может нанести непоправимый вред психологическому и физическому здоровью, межличностным отношениям, проблемам в профессиональной сфере. Как выглядит общий психологический портрет человека, который может попасть под влияние контактёра?
Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения Президентской академии в Санкт-Петербурге: Сами ченнелеры — это особые люди, у них определенный психический склад ума, и все, кто к ним подключаются — тоже зависимые люди. Они, как правило, имеют определённый стандартный склад личности, это неуверенные в себе люди, которые имеют нестабильную и низкую самооценку, и люди, находящиеся в условиях, когда их некому поддержать, кроме ченнелера. Всех этих людей можно условно разделить на две большие группы. Первая — те, кто искренне верят в это течение. Вторая категория — люди, которые имеют определенный искореженный склад личности или просто больные люди, которые в силу своих особенностей предрасположены к тому, чтобы передать всю свою ответственность, себя, на другого человека. Инфантилизм, низкая самооценка, неуверенность и ситуация, которая подталкивает их туда, где им могут помочь.
Ксения Бобрикова, ведущая: Любопытство, нежелание принимать решения, тщеславие, это то, что в первую очередь привлекает контактёра. Какие они ещё придумывают уловки, чтобы заинтересовать клиента?
Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения Президентской академии в Санкт-Петербурге: Данные методы едины для всех деструктивных культов, и поэтому ничего нового они придумать не могут. Меняется только окраска от культа к культу. Контактеры очень легко и непринужденно ищут людей, а эти люди, к сожалению, идут навстречу им. Ченнелеры ищут самое больное место у человека и начинают на него давить, раскачивать, не спуская его с крючка, одновременно подпитывая инфантильность.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как объяснить человеку, который себе это внушил, что так это не работает?
Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения Президентской академии в Санкт-Петербурге: Контактёры всегда пользуются технологией поведения по принципу Абсолема из сказки «Алиса в стране чудес». Нужно напустить как можно больше дыма и сказать много непонятных слов. В этот момент человек начинает верить, что слышит то, что хочет услышать. Главное — ничего не обсуждать.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы относитесь к тому, что ченнелеры в своих объявлениях указывают, что они психологи и как отличить психолога профессионала от контактёра?
Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения Президентской академии в Санкт-Петербурге: Наличие в объявлении других профессий, кроме психолога, должно наводить на мысль, что не стоит туда идти. Психолог — это четко определенная специальность, знания, сообщество зарегистрированных людей, которые официально работают.
Тимофей Зудин, ведущий: Есть ли реестр психологов?
Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения Президентской академии в Санкт-Петербурге: Есть Союз психологов, сайт b17, на котором собираются психологи и очень тщательно следят за своей репутацией.
Тимофей Зудин, ведущий: Как можно извлечь своего близкого человека из такого увлечения?
Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения Президентской академии в Санкт-Петербурге: Когда человек становится не критичен, отходит от реальности, больше говорит о совершенно непонятном и начинает терять социализацию, тут нужна срочная психиатрическая помощь. К сожалению, в этой ситуации вы можете помочь человеку только в том случае, если он по закону о психиатрии попадает в категорию, когда ему можно принудительно оказывать помощь. Мы помогаем только убеждением и походом к специалисту, в котором вы уверены.