ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
Такие автомобили едва ли встретишь на улицах города. Вот, например, легендарный автобус — РАФ-976. В Ленинграде подобную технику использовали весьма разнообразно: от служебной развозки до передвижного газетного киоска.
Порядка 50ти ретро-машин собрали на выставке в автобусном парке №1. Старейшем в городе из всех действующих. Часть из экспонатов сохранилась в единственном экземпляре. Как, например, санитарный автобус ПАЗ-672.
ФЁДОР ЧЕРНОУСОВ, руководитель проекта СПб ГУП «Пассажиравтотранс»:
Каждый советский автобус потенциально мог стать санитарным. Поэтому в их конструкции изначально учитывалась возможность этого переоборудования. Что входило в состав этого оборудования? Это носилки, которые крепились при помощи специальных кронштейнов и растяжек. Сиденья демонтировали, и здесь оставались либо только носилки, либо часть сидений и часть носилок.
ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:
А вот ещё один экземпляр — представительский автомобиль ГАЗ 12 ЗИМ. Позволить себе проехаться на нём могли не только высшие чиновники. В 50-е годы такая машина использовалось как маршрутное такси. Мягкие сидения, 7 посадочных мест и возможность почувствовать себя, как минимум, областным начальником.
ФЁДОР ЧЕРНОУСОВ, руководитель проекта СПб ГУП «Пассажиравтотранс»:
В преддверии Олимпиады-80 был выпущен вот такой маленький, карманный разговорник для водителей легкового автомобильного транспорта. В частности там были не только такие банальные фразы, как например «У меня нет сдачи». Но и более творческие задания, например: «Я советую вам посетить Музей революции СССР, Центральный музей В. И. Ленина или Политехнический музей».
Восстанавливать такой ретро-транспорт — задача не из простых. На помощь приходят исторические чертежи и неравнодушные мастера и волонтёры, которые, например, недавно воссоздали автобус родом из 50-х — ЗИЛ-155Г. Работы длились 4 года. Более 80% деталей этой машины удалось сохранить, за что он первым в России получил статус памятника науки и техники.
ФЁДОР ЧЕРНОУСОВ, руководитель проекта СПб ГУП «Пассажиравтотранс»:
Более того, приходилось использовать технологии, которые изначально были при сборке этого автобуса, и снова их осваивать. Ту же самую ударную клёпку дюралевыми заклёпками специального сплава. После этой машины нам, наверное, уже ничто нипочем.
Почти каждый автомобиль на выставке — образец передовых для своего времени технических решений. Некоторые из них используются и в наши дни — для создания новых моделей автотранспорта или усовершенствования старых.