В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Александр Крюков, врач ортопед-травматолог.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Любой из нас может ненароком вступить на скользкую дорожку, однако не каждому удается свернуть с неё без потери — это вопрос не философского, а сугубо медицинского характера.

Николай Растворцев, ведущий: На что чаще всего падают зимой петербуржцы? С какими травмами обращаются в тот момент, когда вы, изучая прогноз погоды, видите это страшное слово «возможен гололед»?

Александр Крюков, врач ортопед-травматолог: «Возможен гололед» – всегда много работы, потому что обращаются с травмами верхних и нижних конечностей — это крупные, мелкие суставы и позвоночник, к сожалению, тоже не может избежать такой участи, потому что подскальзываются, падают на спину и вплоть до компрессионных переломов. Пациенты обращаются, иногда не сразу, ситуация усугубляется, и в конечном итоге предстоит длительное и сложное лечение.

Николай Растворцев, ведущий: Стоит ли пытаться подставлять руки в момент падения или как-то сгруппироваться так, чтобы ни одна из частей тела не выпирала, не касалась первой или наоборот, лучше руку подставить, чем падать навзничь на спину, например?

Александр Крюков, врач ортопед-травматолог: В большинстве случаев все это происходит неосознанно. Если человек умеет группироваться, он сгруппируется. Если нет, то уже произойдет так, как произойдет. Нужно оценить тяжесть своего состояния, если ты самостоятельно не можешь подняться, лучше вызвать специалистов, попросить о помощи. Дальше не разогревать поврежденное место, использовать либо холод, это в первые сутки, дальше уже нестероидные противовоспалительные. Ни в коем случае не греть место ушиба, чтобы не было нагноения внутренней гематомы, которая не всегда видна. Поэтому, если несколько дней становится хуже, обращаться к специалистам, а не заниматься самолечением.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Если умение группироваться у человека отсутствует, и он его отрабатывать не готов, есть ли какие-то методы, чтобы обеспечить лучшее сцепление с поверхностью? Вы принесли некий агрегат для апгрейда своей обуви. Насколько это эффективно?

Александр Крюков, врач ортопед-травматолог: На сегодняшний день существуют различные апгрейды для обуви. Из обычной обуви делаем шипованную, надеваются накладки, продаются они в большом количестве, цена небольшая, и долговечность тоже у них обычно небольшая. Надо стараться идти по широкой расчищенной дороге. Пусть она немного длиннее, зато безопаснее, потому что можно чуть-чуть поторопиться, а дальше очень долго лечиться после этого. В связи с этим надо правильно подбирать обувь — она должна быть зимней. Не демисезонной, не удобной, а именно зимней — отличается тем, что подошва на морозе не становится более плотной и скольжения нет. Должен быть глубокий протектор, она должна быть широкая, это не шпильки, не какие-то узкие модели, а ботинки по сезону утепленные. Нормальные производители дают диапазон температуры, и на это нужно обращать внимание, и плюс надо смотреть подошву, потому что, если зимнюю подошву поставить на летнюю обувь, она будет стираться очень быстро. Но это может спасти от травм зимой за счет того, что на льду она не будет скользить. Протектор нужен для того, чтобы снег забивался в него и выходил сбоку, а не налипал на подошву и не увеличивал скольжение.

Николай Растворцев, ведущий: Мы нашли немало советов в интернете: предлагают наклеивать на подошву наждачку, пластырь, надевать поверх ботинок хлопковые носки. Есть даже совет, где фигурирует картофель и клей ПВА. Как вы относитесь к таким советам?

Александр Крюков, врач ортопед-травматолог: Я как человек, который занимался производством детской ортопедической обуви, могу сказать, что, конечно, все это справедливо. Только надо понимать, что пластырь где-то через минуту размокнет и отвалится, наждачка сотрется очень быстро, если перейти на асфальт. Советы с картошкой все оправданы. Только неизвестно, насколько долго надо идти и насколько это вам поможет. Можно купить хорошие зимние ботинки и не заниматься ерундой. В конечном итоге гаджетов огромное количество, но у всех есть свои плюсы и минусы, удобство и долговечность.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Иногда падения удается избежать. Человек выписывает пируэты, машет руками, на полушпагат садится, но все-таки фиксируется на двух ногах на земле, при этом далее появляется боль. Как понять, что есть серьезное растяжение, и это повод для обращения к врачу?

Александр Крюков, врач ортопед-травматолог: Я обычно пациентам говорю, что, если вы получили какую-то сверхнагрузку, неважно, на даче, помахали сильно рукой во время падения, и сильного отека нет, покраснения нет. В принципе, при болевом синдроме достаточно обычных противовоспалительных мазей, главное, неразогревающего характера. Если уже за несколько дней не проходит, 72 часа в среднем, травма нарастает, болевой синдром становится более выраженный, тогда лучше обратиться к специалистам. Если вы помазали мазью, на следующий день все хорошо, и никаких последствий вы не видите, то, наверное, мучить специалиста не нужно.