Уходящий год — в репортажах Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь давайте посмотрим, какие главные смыслы и эмоции мы обнаружили в 2023 году. Очень эмоциональным был этот год. Очень много чего случилось. Но по-другому и быть не может, ведь недаром нас называют культурной столицей России. Хотя петербуржцы и не любят этих эпитетов: Культурная столица, Северная столица – мы просто жители Санкт-Петербурга. Этого достаточно, чтобы больше никакими эпитетами не украшать наше место жительства. Итак. Санкт-Петербург 2023. Главные смыслы и эмоции этого года и этого города. Иван Уваров расскажет о них».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Есть в Петербурге то, что вот так просто не описать словами и не зафиксировать телекамерой. Это эмоции, которые дарят нам совершенно уникальные. Исключительно петербургские события. И каждый раз, когда случаются такие события, наши мысли и чувства устремляются вверх. И наши эмоции словно приподнимают нас над землей. И хочется думать о высоком. Говорит о высоком. Вспоминать о высоком».

Одна из самых главных эмоций — всегда связана с городом. Потому что какой город — такие и мы. И нам всегда важно не просто наблюдать за тем, как он меняется. Но и понимать, как Петербург себя чувствует.

РЕСТАВРАЦИИ

Консерватория, реставрация которой затянулась почти на 10 лет. И вот она обрела шанс на второе рождение. В 2023-м мы наблюдали завершающий этап реставрации.

Эти кадры мы снимали в конце ноября. Круглосуточно, и днем, и ночью в консерватории работают 1300 человек. Это 13 симфонических оркестров.

Это Дарья. Художник-реставратор. Её зона ответственности – домовая церковь консерватории. Вернее, настенная живопись художника Андрея Рябушкина. Дарья вместе с коллегами слой за слоем открывала закрашенные советской краской библейские сюжеты, написанные рукой Рябушкина.

После реставрации помещение домовой церкви вновь займут учебные классы. Здесь будут проходить занятия православного хора.

Пожар в консерватории. Случился ровно через неделю после наших съемок. Многострадальное здание, проклятое место, какой-то злой рок преследует этот уникальный исторический памятник – переживали, волновались петербуржцы. А ведь мы только успокоились. Пришел грамотный, толковый подрядчик и высочайшего уровня реставраторы. И вот — опять волнение за консерваторию. Пожар. Но, слава Богу, последствия, по сравнению с тем ущербом, который мог бы быть, минимальны. И, как заявляет подрядчик, сроки сдачи объекта сдвигаться не будут. Мы должны достроить нашу консерваторию – великую консерваторию!

Причина возгорания – неправильная работа или эксплуатация теплового оборудования на строительной площадке. Проще говоря, загорелась тепловая пушка. Такую версию сейчас отрабатывают следователи. Ну, а мы — выдохнули. Потому что обошлось. И отреставрированные помещения огонь обошел стороной. Страшно представить, что бы было, если бы консерватория сгорела. Тогда бы точно в финале 2023-го года Петербург испытывал совсем другую эмоцию.

Запомните этот исторический момент. Финальная стадия реставрации колокольни Николо-Богоявленского морского собора. Так в ноябре я начинал репортаж про завершение работ на колокольне Никольского собора. Открыточный символ Петербурга. Доминанта Коломны. Но главное то, что создает ощущение полной гармонии для нас, петербуржцев. Колокольня Никольского морского собора. И вот, когда она стояла в лесах, мы словно были лишены этого чувства гармонии. Колокольни не видно. Словно часть жизни куда-то скрылась.

Чем выше поднимаюсь по лесам, тем больше тайн колокольни открывается мне. Вот четвертый ярус. Он полностью сделан из дерева! Даже лепнина!

Нижний ярус колокольни — это кирпичная кладка. Середина обшита медью. А верх, как мы уже знаем, вырублен из лиственницы. В это сложно поверить, глядя на колокольню с земли. Но вот реальное доказательство. Звук. И снимки реставраторов после того, как они сняли краску.

В деревянной части колокольни реставраторы обнаружили жизнь. В прямом смысле слова.  Получается, что реставрации колокольни Никольского собора в 21 веке — это не просто сохранение архитектурного наследия. Но и еще большая научная работа. Поднимаемся еще выше.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Колокольня Никольского морского собора — не только один из символов Петербурга. Это доминанта Коломны. И вот она — самая высокая точка. 74,5 метра. Ну, где еще увидишь Коломну с такого ракурса? И это тот случай, когда лучше не рассказывать, а показывать. Наслаждайтесь».

Леса рабочие разобрали быстро. Вот как колокольня выглядела в начале ноября. А вот как выглядит в конце декабря. Всё, один из символов Петербурга, вернулся к нам. А это значит, что в 2024-м наш город будет еще блистательнее. И еще великолепнее.

ЮБИЛЕИ

2023-й — чемпион по юбилеям. Вы только вспомните: Толстой, Рахманинов, Островский. Это, без преувеличения, наши смыслы. Наше всё. И, как принято в «Пульсе», к юбилею великих мы не готовим репортаж в стиле родился-крестился-женился. А отправляемся туда, где жили и творили великие умы. И пытаемся найти ответ на вопрос: а в чем гений этого места?

Бабушка Надя. Так она попросила себя представить. Житель деревни Комарово. Ивановской области. Это неподалеку от усадьбы Островского. Да, здесь есть своё Комарово. И оно совсем не похоже на наше. Всего два покосившихся дома. В одном из которых у нее прошла вся жизнь. Она расскажет, что никогда не читала Островского. И никогда не была в театре. Потому что всегда работала. Много работала. Чтобы выжить. Так и живет. Два раза в день выводит на прогулку своих коз. Местные говорят: сам Островский очень любил это животное. Такие встречи — это всегда живые эмоции. Живые люди. И их истории. В этом, пожалуй, и есть код и смысл каждого из великих писателей.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Если уж и въезжать в Ясную Поляну, то только так. На лошади. С детства любимом животном Толстого. Любимом до такой степени, что он тонко чувствовал и понимал, что они чувствуют и даже думают».

В современной Ясной Поляне к лошадям относятся бережно. Трепетно. Точно так же, как и сам Толстой. Здесь вообще нет ничего, что бы ему не понравилось. Поэтому в доме, в котором он прожил большую часть своей жизни, вещи, мебель, книги — все подлинное. Все помнит Толстого.

Это Нина Николаевна. Или бабушка Нина — так она сама попросила себя представить. Её дед с малых лет рос рядом с семьей Толстого. Буквально.

Идите на соседнюю улицу — говорит мне бабушка Нина. Там дом, в котором жил тот самый Филиппок. Журналистская удача — подумал я. Но, как и принято у Толстого, все не так просто и легко.

Да, у нашего Филиппка здесь дача. Приедет его правнук. Может, в выходные — кричит мне Римма Васильевна. Так и познакомились. Разговорились. Не для съемок она расскажет: тот самый Филиппок действительно жил здесь. Но после окончания школы учиться дальше не захотел. Спился. И умер. Вот такая история.

И вот такие эмоциональные открытия можно совершить, только когда приезжаешь в такие места.

Тракторинг. Так называют этот способ передвижения (ну, или развлечения) местные. Те, кто сейчас живут неподалеку от места рождения великого русского композитора — Сергея Рахманинова.

Здесь — просто лес. Усадьба уничтожена в годы войны. Восстановлением никто не занимался. Фотографий или картин дома не сохранилось. Наверное, потому что сам Рахманинов ничего не знал про своё место рождения — усадьбу Семёново.

«Родился в Новгородской губернии, в одном из наших имений. Если Вам нужно знать название этого имения, в чём я сомневаюсь, то название его Онег». Из письма С. В. Рахманинова, 1896 год.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Так всю жизнь думал Рахманинов. Но вот недавно найденный листок из метрической книги за 1873 год, где написано: «Младенец Сергий крещен 2 апреля. В усадьбе Семеново старорусского уезда. Родители его Василий Федорович и Любовь Петровна. Оба православные»».

Рахманинову было всего 1,5 месяца, когда родители переехали в другое имение. Усадьбу Онег. Это примерно 200 километров от Семёнова. В котором только недавно местные энтузиасты установили этот камень, беседку, сделали стол. Приезжают сюда, как говорят сами, протоптать тропу. И помянуть. Своего земляка. Русского гения.

Всем руководит Сергей. Тезка Рахманинова. Но от музыки он далек. Водитель трактора. И он единственный, кто согласился ездить сюда. Потому что очень хочет, чтобы про Семёново узнал весь мир.

Чай с костра. Шутки. Смех. Только до песен не дошло. Снова пошел дождь. Все убежали в беседку, которую совсем недавно поставили. Своими силами. И здесь все замолчали. И слушали дождь. Вот как звучит родина Рахманинова.

Пора возвращаться. И думать о будущих юбилеях. Они в 2024-м будут не менее масштабными.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Ну что, Александр Сергеевич, вы следующий. В 2024 мы будем отмечать 225 лет со дня рождения Пушкина. А это значит, наступающий год будет самым поэтическим. Увидимся, Александр Сергеевич».

ВОЙДЕТ В ИСТОРИЮ!

Историческое событие. Без преувеличения. Усыпальница. Серебряная рака и ковчег для мощей святого благоверного князя Александра Невского переданы из государственного Эрмитажа Благовещенскому храму Александро-Невской лавры. Об этом говорили, спорили. Были против. Были за. Но это случилось. И это точно одно из главных событий в летописи Петербурга за 2023 год.

Это событие, помимо прочих, несет в себе один и очень важный смысл. Мощи Александра Невского — должны храниться в Петербурге. Так хотел Петр Первый. И исполнил свою мечту. Эту серебряную раку изготовили по указу Елизаветы Петровны. Так дочь обозначила ценность идеи своего отца. А мы сегодня, в 21 веке, получается, сделали так, как и мечтал Петр. Мощи Александра Невского хранятся в роскошной серебряной раке. В Петербурге.

И главная сенсация под финал года — главная ожидаемая сенсация — 1 декабря вице-премьер Татьяна Голикова и министр культуры Ольга Любимова официально объявили о назначении нового руководителя Большого театра. Им стал петербуржец Валерий Гергиев. Это назначение в экспертных кругах было давно ожидаемо. Недовольство по поводу политики господина Урина в управлении Большим театром копилось давно. Величие Большое театра было утрачено. Его нужно восстановить. И сделать это может только петербуржец. Человек, который понимает какие смыслы и какие эмоции должен транслировать театр.

Нет. Мариинский и Большой не объединились в один театр. Да и это не главное. Главное, что два главных театра страны теперь под рукой одного мастера. Петербуржца. Маэстро Гергиева.

Культура — фабрика смыслов и эмоций. И в этом году мы вновь столкнулись с таким понятием, как культура отмены. Уже практически официальный термин. Но как можно отменить то, что затрагивает самое главное: мысли и чувства? Несмотря ни на что, мы в 2023-м вновь доказали: русскую культуру — не отменить.

Да, Петербург — самый умышленный, самый искусственный город. Но без тех смыслов и эмоций, которые он дарит нам, не было нас таких, какие мы есть. Мы наполняемся городом. Он наполняется нами. И все, что ни происходит в Петербурге — всё это уникально. И делает нас не просто чуть более образованными. А чуть добрее, одухотворённее, сильнее. Милосерднее. Вот в чем главные смыслы и эмоции этого уходящего, 2023-го года. На берегах Невы.