ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Мы выяснили, какие главные события были у вас, наши уважаемые зрители, а теперь полетели дальше и давайте рассмотрим вот какую тему. Наша  программа, напоминаю, называется «Пульс города». Пульс Санкт-Петербурга. И есть явления и события приходящие, мимолётные, не запоминающиеся. Но все они маленькими кусочками, осколками, фрагментами складываются в одну большую и величественную картину жизни великого города.

И перед тем, как рассмотреть мгновения этого года, давайте ещё раз попытаемся понять – а в каком городе мы живём? Почему он такой? Ведь не только мы делаем, создаём, строим и меняем этот город, но и сам город меняет, создаёт и формирует нас. Всех, кто живёт в нём. Поэтому давайте, подводя итоги года, ещё раз попытаемся спросить у самих себя и найти ответ на этот вопрос: Санкт-Петербург – кто он?»

Это был 320-й со дня основания нашего города год в жизни Санкт-Петербурга. Всего лишь 320-й. Вот давайте вообразим себе новогоднюю ёлку высотой в 320 сантиметров. Для справки. Это высота потолков в такой нормальной среднестатистической дореволюционной квартире в Петербурге. Именно нормальной квартиры, потому что в хорошей, добротной дореволюционной квартире потолки, как известно, и под все 4 метра будут. А тут всего лишь 320 сантиметров. То есть, если год брать за сантиметр, то вы можете себе представить, как мало существует в нашей вселенной планета под названием Санкт-Петербург. Рост Петра Первого, нашего отца-основателя, был 204 сантиметра. Царь бы с табуреточкой так вообще до верхушки этой ёлочки сейчас бы дотянулся рукой.

Но сколько всего здесь случилось за это время… Три революции, причём одна из них, Великая Октябрьская, полностью перевернула весь ход мировой истории. Войны. Блокада – самая трагическая гуманитарная катастрофа в истории человечества, искусственно созданная для истребления людей. Эпидемии. Сотни наводнений. Одно из них, 1824 года, когда вода размыла все городские кладбища, и гробы с мертвецами плавали по улицам и площадям, прямо под дланью царя-основателя, скачущего на Гром-камне. Воображаете картиночку? А ещё репрессии, ленинградское дело и статус великого города с областной судьбой. И самое важное – буквально величайшая фабрика смыслов, один из эпицентров того, что называют великой русской культурой.

По количеству гениев на душу населения, Петербург – один из главных городов в истории человеческой цивилизации. В этом городе создавали, творили и вдохновлялись этим городом  Пушкин, Чайковский, Глинка, Мариус Петипа, Достоевский, Блок, Казимир Малевич, Гоголь. Здесь прорывали научные горизонты и делали открытия, изменившие весь ход мировой истории Ломоносов, Мечников, Павлов, Попов, Ландау, Пётр Капица, Жорес Алфёров… Перечислять можно бесконечно. И всё это было здесь и сейчас. За 320 лет. От болота до Эрмитажа.

И Петербург – это не просто великий город или феномен мировой цивилизации. Для нас, живущих в этом городе, Петербург – не только место жительства. Это способ жить. Это судьба. А ещё – это всегда какое-то особое отношение к миру. В конце концов, Петербург и есть целый мир.

А почему он такой? Вот часто мы слышим эти уже избитые штампы и повторения: «уникальный Петербург, неповторимый Петербург». А что за этими понятиями скрывается на самом деле? Давайте попробуем дать холодный, математически точный анализ этого явления. В чём заключается его смысл, его тайна? Если можно так сказать, родовые пятна Петербурга? Их немного – всего лишь пять. Но именно они и определяют феноменальность Петербурга в пространстве между небом и Невой. Давайте задумаемся об этом сейчас, в уходящем 2023 году, через 320 лет после рождения нашего города.


ТОЧКА СИЛЫ

Санкт-Петербург с момента своего возникновения долгое время был политическим, экономическим, научным, культурным и художественным центром выражения воли одной из величайших Империй в мире. Той воли, которая и меняла этот Мир. И всё, что мы видим вокруг, это есть отражение этой воли, этой силы, этих устремлений. От Петра I до Октябрьской революции. Здесь принимались указы, которые меняли карту мира. Здесь совершались великие научные прорывы. От идей Ломоносова до таблицы Менделеева. Передел мира, революции вооружённые, революции в мире искусства, тот же чёрный квадрат Малевича, эпидемии, сломы эпох, величайшие подвиги — всё это начиналось часто здесь. На болотистых берегах, закованной в гранит, Невы.

ЭФФЕКТ АТЛАНТИДЫ

Потом центр силы столицы Империи ушёл отсюда. Но он ушёл по сути. А форма осталась. Сам город с его камнями, дворцами, мостовыми, домами, декорациями, которые помнят те великие эпохи, остался. И возникает эффект Атлантиды. Она была. Но её сейчас прежней нет. Она лежит под водой времени, которое своим потоком энергии укрыла этот город. И время здесь застыло. Начиная от дворов Коломны, которые ещё помнят Пушкина, до старых фасадов задних дворов особняков на Галерной. То есть «было и прошло» — это не про Петербург. Здесь всё было. И это было не ушло — оно осталось.

ВРЕМЯ — ПРУЖИНА

Здесь время сжато как пружина. Всего лишь за триста с лишним лет здесь столько пройдено, пережито. И сформирован такой глубокий культурный слой, для образования которого у других европейских столиц уходили века и века. Десятки веков. Здесь за триста с лишним лет, чуть более шести поколений, и всё возникло и достигало апофеоза и разрушалось и возрождалось вновь. Этот город — как огромная масштабная и живая иллюстрация всего того, что происходило с человечеством за эти последние триста с лишним лет. Огромный экран в какой-то огромной машине времени, на который можно смотреть. Который можно разглядывать, проходя по этим улицам, каналам, набережным и площадям.

БОЛОТО И ГРАНИТ

Он был создан вопреки. Все города строились в Европе благодаря. Благодаря торговым путям, географическому положению, климатическим условиям, логистике, комфорту жизни и прочее. Петербург построен на болоте. Где нет лесов для строительства. Дорог для подвоза ресурсов. Сердце в мизинце. Да и само место строительства каждый год заливалось водой. Вопреки всему этому город здесь был построен. Почти по законам квантовой реальности, когда невозможное становится реальным. Это сильный город построен сильными людьми. Поэтому и живут здесь сильные люди. Часто решающие вопросы жизни не благодаря, а вопреки.

САМЫЙ УМЫШЛЕННЫЙ ГОРОД

Петербург — самый искусственный город в мире. Создавался как город-система и создавался самой Системой. Авторитарно. Властно. Жёстко. Он не рос век за веком. Он возник здесь и сразу. По воле создателя. Город гармонии, чистоты пропорций, вдохновения и расчёта зодчих. Самый точный и  математически выверенный город. И как с помощью математики можно описать всё происходящее и существующее в этом мире, так и с помощью этого города можно описать все страсти, искания, надежды и идеалы человека, живущего в этом мире. Всю его суть, ложь, правду, свет и тьму. Добро и зло.