Как менялся и развивался мегаполис в 2023 году – в обзоре Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь с высоты антропологических и философских исследований феномена Петербурга как такового давайте спустимся на землю и посмотрим, а что происходило здесь в этом году. Какие события войдут в летопись Петербурга 2023 года? Как эти события изменили наш город? И каким он стал сейчас.
Итак. Санкт-Петербург, 2023. Пройдём по улицам этого города и посмотрим, каким он стал. Антон Цуман расскажет об этом подробнее».
Одно из самых главных достижений, определяющих, как будет жить, меняться, развиваться Петербург, — принятие Генерального плана. Градостроительной конституции, определяющей, что и где будет строиться на 30 лет вперёд. И главная перемена — если раньше на месте промышленных объектов повально возводились жилые высотки, то теперь эта практика коренным образом пересмотрена.
Не только жильё и промышленность, но и социальная инфраструктура. Для справки — новый генплан предусматривает строительство и реконструкцию 500 социальных объектов. Поликлиники, школы, детские сады. Но это планы. А уходящий 2023 год уже стал рекордным. За счёт средств бюджета и инвесторов в строй введено 16 школ. 10 объектов здравоохранения, включая 4 поликлиники. И 37 детских садов на несколько тысяч детей.
Но город — это не только здания, но и его артерии и нервы. Дороги, развязки, путепроводы? количество и качество которых за весь 2023 год серьёзно выросло.
Уже сегодня по новым съездам Шкиперской развязки идут первые автомобили. В уходящем году полностью сданы в эксплуатацию эстакадные съезды вблизи «Лахта Центра». Завершаются работы в районе Московско-Дунайской развязки, которая существенно разгрузит юг города. Началось строительство новой транспортной артерии — Широтной магистрали скоростного движения, которая значительно снизит транзитный поток через центр Петербурга.
Всего за уходящий год было отремонтировано 250 километров дорог и 22 километра трамвайных путей. Но одно из самых заметных и масштабных событий — начало строительства первого за 60 лет нового разводного моста через Неву — Большого Смоленского моста.
Переправа шириной почти 40 метров, длинной более полутора километров с трамвайными путями и велодорожками — так в Петербурге строят мосты. И этот год стал тем моментом, когда эта мечта из планов и чертежей начинает воплощаться в реальность.
Ещё одна важная деталь. Петербург становится всё более и более «российским». С точки зрения импортозамещения. Когда тренд «Made in Russia» или, по крайней мере, сделано в дружественных государствах, можно обнаружить практически повсеместно. Буквально на каждой улице, и в каждой парадной.
Судите сами. Общественный транспорт. Прошли те годы, когда в этой сфере безраздельно властвовали автобусы шведской марки. Теперь горожан перевозят автобусы российских и белорусских производителей. Коммунальная техника. Раньше снег с тротуаров убирали «Бобкэты» и «Катерпиллары», Made in USA. Теперь — «Митраксы». Made in SPb. Лифты, которые сейчас меняют по программе капремонта: ушедшим из России немецким «Отисам» быстро нашлась замена — белорусский «Могилёвлифтмаш» поставляет лифтовое оборудование для наших парадных. Всё, что перевозит, убирает и, самое главное, строит что-либо в Петербурге, особенно такую критическую отрасль, как метро. Ещё одно событие этого года. К строительству новой линии приступил проходческий щит КТ-1, созданный специалистами из Луганска, ныне территория Российской Федерации. И модернизированный специалистами Обуховского завода из Петербурга.
Но главным олицетворением связи Петербурга с новыми территориями стала помощь в восстановлении Мариуполя. Понятие «город-побратим», которое появилось в 60-х, и после распада СССР было лишь формальностью, теперь стало миссией нашего города. Петербург и в уходящем году продолжил помогать Мариуполю. И не просто помогал — наполнял.
Всего на конец года в Мариуполе восстановлено 48 различных объектов, на которых работали 800 специалистов и свыше ста единиц техники. Благоустроены парки и скверы, восстановлена пожарная часть, открыт памятник Александру Невскому, с помощью петербургских специалистов в городе снова пошли трамваи. Как олицетворение того, что жизнь продолжается.
И ещё одна миссия, которая лежит на нашем городе с момента его основания. Миссия, которую закладывал в него ещё Пётр Первый. Быть оплотом российского флота. И местом, где строится этот флот. От рыболовных траулеров, которые позволяют не только ловить, но и перерабатывать рыбу. До новейших военных кораблей, которые уже встают в строй благодаря петербургским судостроителям. Так за неделю до конца года в состав наших военно-морских сил вошли сразу три построенных в Петербург корабля. Фрегат Адмирал Головко для Северного флота, тральщик «Лев Чернавин» и ракетный катер «Нарофоминск» — для Балтийского флота. То есть пока в Петербурге строят корабли, живёт и город, и вся страна. Факт, который ещё раз подчеркнул президент России и петербуржец Владимир Путин.
И слова о возрождении и развитии касаются, в том числе, и той части Петербурга, которая ещё 30 лет назад была буквально отрезана от материка. Той части, которая собственно и является олицетворением славной истории российского флота. Города Кронштадта.
Кронштадт месяц за месяцем через стадию большой стройки превращается в большой музей под открытым небом. Продолжил расширяться масштабный проект, Остров Фортов, открыто здание Музея военно-морской славы, в котором успешно прошёл Военно-морской салон. Ну, и самое заметное событие — в Музее морской славы открыли главную экспозицию, посвящённую первой атомной подводной лодке К-3. То есть этот год подарил нам ещё один музей мирового уровня. Так что Кронштадт теперь по праву можно называть продолжением знаменитого Петергофа.
Но Петербург этого года — это не только новые объекты, но и бережное сохранение и воссоздание тех его уникальных примет, которые и делают его тем городом, который знают во всём мире. Масштабные работы начались в самом его сердце — той точке, где 320 лет назад, по сути, и родился Петербург.
Этот деревоземляной вал первой петербургской крепости, по сути Петропавловки до Петропавловки, в скором будущем может стать музейным объектом будущего музея петербургской археологии. А эти бережно отреставрированные в этом году казематы Зотова бастиона в будущем станут частью экспозиции, посвященной исторической славе российского оружия.
И даже такой, казалось бы, привычный объект, как наши гранитные набережные. Многие километры из них не видели капитального ремонта со времени создания, середины 19 века. И этот год ознаменовал начало масштабных работ по реконструкции, благодаря которым мы имеем возможность наблюдать, как устроен город в котором мы живём.
Да, уходящий 2023 год стал ещё одной страницей истории о том, как развивался Петербург. Его 320-й страницей. Всё это лишний раз доказывает, насколько быстро меняется город. И то, что в этом году казалось привычным, в следующем может измениться до неузнаваемости. Ведь Петербург не только меняется сам, но меняет и весь мир вокруг себя. А значит, и нас.