Столовая комната должна быть роскошной, наставляли богатых хозяек прошлых веков эксперты по этикету. А что могло быть роскошнее серии шпалер, стоимостью с фрегат?
Ирина Суворова, заведующая сектором «Монплезирский комплекс» ГМЗ «Петергоф»:
Пётр I, путешествуя в Европе,привёз сюда шпалеры, и они послужили образцом для создания шпалер уже в России. Шпалеры ткали очень долго. Квадратные метры могли ткать год. Разные мастера отвечали на шпалеры за разные моменты. У кого-то птицы лучше получались, у кого-то фигуры, у кого-то какая-то растительность, животные и так далее.
Но баснословная цена и перемена предпочтений в интерьере сыграли свою роль, и в конце концов сотканные произведения искусства трансформировались в коврики с лебедями и оленями, которые украшали и советские квартиры.
В практичный век пара в небытие уходило и покорявшее иностранцев гостеприимство русских дворян, когда ежедневный стол на 30-50 персон был делом обыкновенным. И что ещё удивительнее — за него можно было сесть без приглашения даже абсолютно постороннему человеку. Но если незнакомец вдруг не приглянулся прислуге – тот его мог и обнести, воспользовавшись русской традицией подачи блюд.
Ирина Суворова, заведующая сектором «Монплезирский комплекс» ГМЗ «Петергоф»:
Например, во Франции при королевском дворе все блюда выставлялись сразу. И блюда остывали. Люди, которые сидели вокруг стола, они не могли, например, дотянуться до какого-то блюда, что-то не могли попробовать. А вот эта традиция — подача к столу порциями, чтобы всегда была тёплая еда – это как раз русская традиция, это а ля русс.
«Наша мода обносить блюда есть наиразумнейшая» — заметил автор «Недоросля» Фонвизин, и не удивительно, что знаменитый французский повар Мари-Антуан Карем, всего несколько месяцев прослужив при дворе Александра I, перенёс эту традицию в Европу.
Церемониал застолья предполагал нарядную сервировку стола, который украшали зеркальные и серебряные плато, жирандоли с хрустальными подвесками, фарфоровые фигурки. Иногда сквозь стол росли померанцевые деревья. Но со временем из украшений сохранились лишь вазы с фруктами и цветы. Флористика была, да и остаётся, излюбленным мотивом декора фарфора, заменившего во дворцах золотую и серебряную утварь. Но если посуда может быть и простой, то «у кого нет хорошего столового белья, тот истинно беден!» — восклицал один автор книги по хозяйству.
Ирина Суворова, заведующая сектором «Монплезирский комплекс» ГМЗ «Петергоф»:
Появление салфеток, как и многие реформы, всё связано с именем Петра I. На Руси допетровской вытирали, по преданию, могли и бородой вытереть, капустным листом, полотенцами, которые назывались утиральником. И Пётр I познакомился с культурой трапез парадных как раз в Европе. И соответственно эту традицию он внедрил и у нас.
Но как ни прекрасны интерьер и еда, любое застолье может погубить скука за столом, наставляли авторы книг по хозяйству. И как заметил один литератор «веселое расположение духа дает здоровье. Хохот и веселие за столом лучше всех желудочных капель, дижестивных лепёшек и микстур». Что и говорить – рецепт на век.