На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Владимир Седов, разработчик.
Людмила Ширяева, ведущая: В первой половине декабря в Санкт-Петербурге в тринадцатый раз прошел Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Арктика, несомненно, имеет важное стратегическое значение для России и на форуме, в том числе, обсуждалась необходимость ее актуализации, подходов к её освоению.
Василий Киров, ведущий: Многие российские учёные сейчас работают над проектами, посвященными развитию этого макрорегиона. Сибирские учёные из Красноярска разработали водородный двигатель для арктических условий. Как и кому пришла идея создания такого типа двигателя, и для чего нужны такие инновационные разработки?
Владимир Седов, разработчик: Они нужны для снижения выбросов, это составляющая программы декарбонизации. На Крайнем Севере, в зоне, приравненной к арктической, идёт добыча нефти, газа, и там используется дизель, который можно заменить водородом. Для этого мы и разработали наш топливный элемент, который способен функционировать даже при самых низких температурах — при минус 65 градусах, когда замерзает всё.
Людмила Ширяева, ведущая: Насколько водородный двигатель долговечнее дизельного?
Владимир Седов, разработчик: При самых печальных и суровых условиях в Арктике наш топливный элемент может работать 10 лет, а срок жизни дизельного двигателя 3-5 лет.
Василий Киров, ведущий: В чём основные отличия водородного двигателя от дизельного?
Владимир Седов, разработчик: Любой двигатель внутреннего сгорания состоит из нескольких тысяч соединительных элементов, а водородный двигатель состоит из 4 основных составляющих: электрохимический генератор, газодиффузионный слой, протонообменная мембрана, катализаторы. Есть нюансы, обычный топливный элемент может работать при температуре не ниже 36 градусов, а наш топливный элемент уже способен функционировать при значительно низких температурах, что позволяет ему работать практически в любых условиях на Земле. Преимуществом водородного двигателя является возможность получения топлива из попутного газа, выделяемого при добыче нефти. Кроме того, водородное топливо более экологично.
Людмила Ширяева, ведущая: Когда можно будет широко использовать вашу разработку?
Владимир Седов, разработчик: Мы провели тестовые испытания в самых суровых арктических условиях. На сегодняшний день принято решение, что совместно с Институтом нефти и газа дорабатываем определённые нюансы и к середине 2024 года выходим на мелкосерийное производство. Будем производить не только топливные элементы, но уже и транспорт как беспилотный, так и физический трехколесный, который будет применяться в следующем году уже в значительно большем количестве, нежели сейчас.