В гостях у программы «Утро в Петербурге» Галина Ковалёва, почётный работник общего образования России, учитель химии Аничкова лицея и Кирилл Назаренко, учитель истории Аничкова лицея, доктор исторических наук.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы весь год рассказываем о том, как вовлечены в науку не только взрослые, но и дети. В Петербурге есть для этого масса возможностей. В Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных около 30 лет работает сектор науки. Его открыли, когда у школьников появился устойчивый интерес к занятиям научно-исследовательской деятельности.
Василий Киров, ведущий: Какая научно-исследовательская деятельность наиболее интересна юным петербуржцам?
Галина Ковалёва, почётный работник общего образования России, учитель химии Аничкова лицея: Буду говорить о своем направлении. Дети впервые задумываются о научной деятельности в 8 классе, когда только начинается химия. Самое первое пожелание, которое они высказывают — это желание поскорее начать взрывать водород. Дальше начинаем работать с ними, чтобы они поняли, что есть ожидание — это опыты. А есть реальность — это доска, исписанная формулами. В определённый момент наступает понимание, что это интересно настолько, что хочется заниматься исследованиями тайн мироздания. Так у нас возникают темы, которые успешно защищают на разных конференциях. Ребята занимаются микросвиммерами — это нанороботы, которые представляют из себя микрокапсулу, в которую можно поместить какое-то вещество и доставить его к клетке, чтобы вылечить.
Василий Киров, ведущий: Прежде чем взрывать водород, нужно изучить историю и вопросы в общем. Как заинтересовать детей учебной сферой?
Кирилл Назаренко, учитель истории Аничкова лицея, доктор исторических наук: На мой взгляд, есть принципиальная разница в школьной проектной деятельности между естественными науками и гуманитарными. Так физически обусловлено развитие человека, что раскрытие таланта в гуманитарных науках происходит в более старшем возрасте, чем в естественных. Можно быть гениальным математиком в 25 лет, но быть гениальным историком в 25 лет нельзя. Поэтому те дети, что увлеклись химией, физикой в школе, они действительно могут создать наноробота, а с историей — другой сюжет. Аничков лицей — это подразделение дворца, который сопряжён с сектором науки, существующий уже более 30 лет и занимает очень правильную позицию в этом контексте. Мы пытаемся сохранять академическое образование, которым отличалась советская школа, когда каждый ребенок получает базовые знания, умения, навыки по всему спектру школьных предметов. Далее каждый выбирает сам свой жизненный путь. На мой взгляд, это способ решения важной проблемы сегодняшней молодёжи, потому что объективно сегодня дети остаются детьми дольше, чем это было 30 или 50 лет назад. Раньше человек в 18 лет выбирал свой жизненный путь, а сейчас эта развилка наступает в 25 лет, и мы должны быть к этому готовы. Академическое образование как раз и готовит школьника к тому, что он потом спокойно выберет свой жизненный путь и пойдёт туда, куда ему нужно, где интересно и где он раскроет свои таланты.
Василий Киров, ведущий: Нормальна ли такая резкая смена деятельности и знаний для молодых людей?
Кирилл Назаренко, учитель истории Аничкова лицея, доктор исторических наук: Родители во многом сегодня продолжают жить представлениями середины ХХ века о том, что жизненный путь выбирается в 9 классе и навсегда. Сейчас мир изменился, и появляются новые профессии, которых не было 10 лет назад. Человек в возрасте 40 лет до 30 лет жил в другом мире, а потом стал оператором дронов — это абсолютно естественная вещь. На данный момент в образовании мы не должны гнаться за сиюминутными новинками, а обязаны дать мощную базу, с которой можно будет расти в любом направлении.
Людмила Ширяева, ведущая: Галина Викторовна, куда впоследствии идут работать ваши ученики?
Галина Ковалёва, почётный работник общего образования России, учитель химии Аничкова лицея: С нашими выпускниками мы поддерживаем связь. Популярными направлениями становится наука в самых различных ее проявлениях. Наши ребята везде успешны. Из последних достижений — выпускники, которые окончили лицей 10 лет назад, стали лауреатами премии молодых учёных Москвы, защитили кандидатские диссертации и сейчас преподают в МГУ, работают в лаборатории солнечной энергетики. Другой выпускник преподает в совместном проекте МГУ и Пекинского политехнического института. Много выпускников идет в медицину и становятся хорошими специалистами. Ещё одно важное место наших выпускников — Аничков лицей.
Кирилл Назаренко, учитель истории Аничкова лицея, доктор исторических наук: Учительский состав нашего лицея почти на 50% состоит из наших выпускников, которых мы выпустили 8-10 лет назад.