В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Илья Данилин, начальник отдела Управления Прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением федерального законодательства.

Василий Киров, ведущий: В 2022 году выявлено свыше 450 000 нарушений трудовых прав граждан — такой статистикой поделилась Генеральная Прокуратура России. Хотя большая часть трудовых споров решается в пользу работника, далеко не все сотрудники, чьи права нарушены, идут в суд. По данным опросов ВЦИОМа при возникновении проблем на работе в суд обращаются только 6% граждан. Чем трудовой договор отличается от привычного нам оформления по трудовой книжке?

Илья Данилин, начальник отдела Управления Прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением федерального законодательства: Не совсем правильно сравнивать эти два понятия — трудовой договор и трудовая книжка, потому что, по сути, они являются такими понятиями в соотношении друг с другом, как частное и целое. Где трудовой договор — это документ, который определенно устанавливает права и обязанности, закрепляет между работником и работодателем место работы, заработную плату и иное, а трудовая книжка фактически является документом, в котором фиксируется вся трудовая деятельность работника, вносятся сведения после заключения трудового договора и отражаются такие сведения, как должность, периоды работы, различные поощрения, наказания. Они существуют вместе.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что должен содержать трудовой договор?

Илья Данилин, начальник отдела Управления Прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением федерального законодательства: Есть определенные законодательно-установленные критерии, которым должен отвечать трудовой договор. Он должен содержать в себе сведения о месте работы, о заработной плате, различные моменты, связанные с характером трудовой деятельности, с режимом работы. Они четко регламентированы нашим законодательством, в частности, Трудовым кодексом.

Василий Киров, ведущий: Есть ли какая-то статистика о степени защищенности работников в нашем городе и что делать, если работодатель нарушает условия, которые были прописаны в трудовом договоре? Куда идти жаловаться работникам и как это сделать корректно?

Илья Данилин, начальник отдела Управления Прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением федерального законодательства: У нас в Санкт-Петербурге осуществляет свою деятельность более 300 000 работодателей, и здесь уместна будет поговорка, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Нам важно понимать, насколько эти нарушения серьезные, как они отражаются на работнике, степень вины работодателя. Исходя из этого, уже можем говорить о том, насколько та или иная ситуация обоснована или нет. За 2023 год в органы Прокуратуры поступило более 4 000 обращений, это на 1 500 больше, чем в прошлом году. Удовлетворяемость их составляет порядка 25%. Что касается защиты своих прав, то есть масса способов. Это и судебная защита, и обращение в Государственную инспекцию труда, и обращение в Прокуратуру. Круг полномочий прокурора достаточно широкий: он имеет право принять меры реагирования как к работодателю, так и обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд.

Василий Киров, ведущий: Нужно ли как-то собирать доказательства?

Илья Данилин, начальник отдела Управления Прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением федерального законодательства: Если мы говорим о том, что работник самостоятельно обратился в суд, то здесь бремя доказывания лежит на работнике. Он должен доказывать те факты, на которые ссылается. Если работник обращается в Прокуратуру, то здесь обязанность по предоставлению доказательств лежит как на плечах работника, так и на сотрудниках органов Прокуратуры. В рамках своих проверок они должны подтвердить либо опровергнуть те или иные факты.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какую помощь в восстановлении трудовых прав может оказать Прокуратура?

Илья Данилин, начальник отдела Управления Прокуратуры Санкт-Петербурга по надзору за исполнением федерального законодательства: Достаточно широкий спектр наших полномочий. Здесь не обязательно все заканчивать именно судебным разбирательством — это самая крайняя степень. Мы можем обратиться с различными мерами реагирования непосредственно к работодателю, инициировать его привлечение к административной ответственности, но также если мы видим, что того требует ситуация, то можем обратиться в защиту интересов гражданина в суд. Здесь короткие сроки, к сожалению, у прокурора нет каких-то преференций перед судом на то, чтобы сроки были продлены.