В Русском музее открывается самая масштабная за 90 лет выставка Василия Сурикова. Художника, который буквально заставил ожить многие знаковые моменты российской истории. Как ему это удавалось? Какой образ складывался в его картинах? И как запечатленные им сюжеты воплощаются сегодня в современном Петербурге? Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь главная культурная сенсация. 1 декабря Государственный Русский музей открыл масштабную выставку картин Василия Сурикова. Подобное событие происходило ещё во времена Ленинграда — почти 90 лет назад. Ещё при Сталине, в 1937 году. И вот сейчас на эту грандиозную экспозицию собрали 120 произведений художника из самых разных коллекций нескольких музеев России. Впервые за 90 лет мы видим выставку полноформатную, крупномасштабную, которую условно можно назвать «Весь Суриков». Одно можно сказать — браво, Русский музей! Браво! Мы уже соскучились по таким масштабным событиям в мире живописи.
И давайте продолжим изучение феномена Василия Сурикова. Одна их главных отличительных черт в его творчестве заключается в том, что он был одним из первых, кто стал иллюстрировать величайшие переломные события в истории государства. Интриги в высших эшелонах политической власти России — это про Меншикова. Наши непростые отношения с Европой — это про переход Суворова через Альпы. Это духовные и религиозные расколы — боярыня Морозова. И многое-многое другое. Мы со школьной скамьи знаем такой формат, как история в картинках, а Суриков был одним из первых, кто это сделал. Только не историю в картинках, а историю в картинах. Давайте вглядимся в эти картины и попытаемся ещё раз понять, что такое Россия? Куда мы идём? И почему мы именно такие, какие есть? Антон Цуман продолжит тему».
Ставшая уже типичной картина для русского музея. Первый день выставки — и уже живая очередь за билетами. Что неудивительно. Эта выставка работ художника Василия Сурикова — самая масштабная почти за целый век.
Эту популярность просто объяснить — Суриков один из первых художников, который буквально «оживил» события, происходившие за многие века истории России. Дал возможность ответить на вопрос «Как это было?». Первый, кто начал работать в жанре, известном каждому со школьной скамьи — история в картинках. Или в нашем случае — в картинах.
И эта выставка — отличный повод вглядеться в сюжеты самых популярных картин Сурикова. Попытаться понять, насколько ему удались эти исторические образы. И как они находят отражение в современности.
Зал с одним из самых известных и масштабных произведений — «Переход Суворова через Альпы». Известный сюжет, посвящённый 100-летию похода суворовской армии из Северной Италии в Швейцарию 1799 года. Кратчайшим путём, чтобы не дать союзным русско-австрийским войскам пасть под натиском французов.
В таком военном обмундировании солдаты тех лет и штурмовали горные перевалы. Впереди — унтер-офицер мушкетёрского полка, за ним — два егеря полка князя Багратиона. Суворовские чудо-богатыри, как будто сошедшие в зал прямо с полотна.
Артемий, Игнат и Артём — не просто реконструкторы, а участники проекта «Суворов-220». В 2019 году они в составе отряда из 39 человек в аутентичной, сшитой по историческим лекалам форме, с исторической боевой загрузкой прошли тем же маршрутом и в те же самые даты, что и русская армия в 1799 году. Прочувствовав все тяготы и лишения солдатского быта тех лет.
Да, образ воплощённый Суриковым во многом мифический. Невозможно съезжать такой лавиной со склонов, причём с обнажёнными штыками. Невозможно, как Суворов, верхом на лошади стоять так на краю обрыва. Единственное, что можно было передать достоверно — силу воли участников похода. И это, по мнению реконструкторов, несомненно, получилось.
Так и получилось, что Суриков создал реальное воплощение несгибаемости духа русской армии, который позволяет сегодня чуть лучше понять, в чём феномен её стойкости и героизма.
Не самое масштабное полотно с точки зрения размеров. Но одно из самых масштабных с точки зрения изображённой на ней личности. Александр Меншиков. Ближайший сподвижник Петра Первого. Человек, который после его смерти недолго, но фактически держал в руках огромную империю. Вот он, с детьми в ссылке, в интерьерах избы сибирского города Берёзов.
А вот такую роскошную, даже по меркам 18 века, жизнь вёл Меншиков в своём знаменитом дворце на Васильевском острове. Это подлинная обстановка тех лет. Вещи, которые помнят звук шагов своего хозяина. И всё вокруг как будто говорит — Александр Данилович любил жить со вкусом. Чего стоит голландская плитка, которой выложены не только печи. Но и стены.
Учёный секретарь филиала «Эрмитажа» Ирина Саверкина рассказывает: умели бы эти стены говорить — мы бы узнали не только государственные секреты империи тех лет, но и реакцию Меншикова, когда ему в его доме объявили о вечной ссылке. И жизнь его семьи разделится на «до» — вот этот хозяйский портрет на стене. И «после» — образ с картины Сурикова. И ответ на вопрос, попал ли художник «в эпоху», тут риторический.
И это художественная иллюстрация исторически византийской сути российской политики. Когда, что называется, «из грязи» можно легко подняться на самую вершину власти. И так же легко рухнуть обратно.
Иллюстрация к теме «Реформы Патриарха Никона 17 века» во многих учебниках истории. Картина «Боярыня Морозова». Художественное воплощение того периода, когда единая прежде православная церковь Руси раскололась на старую и новую веру.
Гатчинский район, деревня Лампово. Одна из деревень, где традиционно жили русские староверы. Потомки тех, кто после реформы Никона не приняли новый уклад. Совпадение или судьба, но в день нашего приезда и пейзаж, и погода были, как на знаменитой картине Сурикова. Которая стала иллюстрацией трагических событий церковного раскола.
С Евгением Георгиевичем Платоновым, или, как его здесь называют, дядей Женей расчищаем дорожки у молельного дома ламповских старообрядцев. Жизнь здесь кипит только по выходным. По будням она теперь тихая и размеренная, как в любом дачном уголке окрестностей Петербурга в начале зимы.
Неподалёку от церкви в подлинном доме староверов теперь действует музей старообрядческого быта. Вот один из экспонатов — фото жительницы Лампово конца 19 века. Что называется, найдите в этом образе 10 отличий от образа на картине. Но на самом деле, они есть — богато украшенный плат героини Сурикова. С красным кантом, что значит это уже не боярыня, а инокиня. И это не единственная деталь, которую подмечают современные староверы.
Председатель ламповской старообрядческой общины Денис Ермолин рассказывает — Сурикову удалось даже физически показать трагедию церковного раскола. Старый старообрядческий мир справа, новый никонианский — слева, куда и увозят боярыню, по сути, на смерть. И хотя к светскому искусству староверы в целом относятся очень сдержанно, именно к этой картине отношение почти что трепетное.
Так исторический образ воплощённый Суриковым стал частью образа духовных исканий народа. Когда за истину были готовы идти до конца. Вот только истина, как известно, у каждого своя.
Ещё один зимний сюжет. Не строго исторический, но, безусловно, со своим характером. Всадник прорывается сквозь снежные ворота под восхищённые взоры толпы. Сюжет написанный суриковым на родных сибирских просторах.
Правила игры были, на первый взгляд, просты. Из снежных блоков строилась крепость. Задача команды атакующих была разрушить её конным или пешим порядком. Задача защитников — при помощи веток, снежков и холостых выстрелов не дать им этого сделать. А на картине — кульминация. Всадник прорвался и сбивает снежную конскую голову. Да, со времён Сурикова лошади стали экзотикой. Но чистый, только что выпавший снег для строительства крепости вполне подходит.
С руководителем проекта «Усатый нянь» Фёдором Тарабукиным и его подопечными придаём форму крепости снежному сугробу в парке на Елагином острове. Правила тоже адаптируем. Вместо конской головы, как на картине, — флажок. В остальном — как у Сурикова. Кто возьмёт — тот и победит.
Вот она, простая детская забава, в которую может сыграть любой ребёнок в своём дворе. И здесь Суриков, создавая картину о сибирской забаве, как будто заглядывал в сегодняшний день, в наше время.
Ещё один интересный факт о картине. Про этого закутанного в шубу мужчину говорят — мол, это Никита Михалков в образе Сэра Генри из «Собаки Баскервилей». Что неудивительно — прототип этого образа брат Василия Сурикова — Александр. А кинорежиссёр Михалков — родной правнук самого художника.
И мы не могли на этой выставке не задать ему следующий вопрос — если бы ваш прадедушка жил и творил в наши дни, какой сюжет бы он выбрал темой своей очередной картины. И получили на него вполне предсказуемый ответ.
Да, споры вокруг творчества Василия Сурикова могут не утихать. И можно по-разному относиться к его работам. Но нельзя не согласиться с тем фактом, что в одном он был прав. Это наша история в картинах. А какова история — таковы и картины об этой истории.