История затянувшейся реставрации, ход работ и гений места консерватории — в репортаже Ивана Уварова.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Итак, можно сказать, мы опять наблюдаем культурную экспансию Петербурга, причём в самом хорошем смысле этого слова. И скоро появится ещё один повод поговорить на эту тему.
В самом Петербурге заканчивается грандиозная реставрация Консерватории. Этот проект тоже несколько лет назад начинал Валерий Гергиев. И именно он тогда, когда жуликоватые подрядчики разворовали половину денег, выделенных на реставрацию, напрямую обратился к другому петербуржцу — президенту Владимиру Путину — с этой болью и с этим буквально криком о помощи. После этого начались аресты и обыски у руководителей всех этих компаний, которые превратили нашу Консерваторию почти в руины. Были аресты, суды, вынесены обвинительные приговоры, а консерватория с тех пор находилась под личным присмотром и Путина, и Гергиева. И всё сразу изменилось: пришли высочайшего уровня реставраторы, строители, инженеры, искусствоведы, и консерватория преобразилась.
Сейчас эта грандиозная реставрация заканчивается, и это будет, по сути, вторым рождением нашей великой консерватории. И она не просто учебное заведение — это точка отсчёта для феномена, который мы называем «Русская классическая музыка». Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Шостакович — продолжать можно бесконечно. И сейчас мы наблюдаем то самое второе рождение Консерватории, которая подарила миру почти всю русскую классическую музыку. Как это происходит? Что ещё нужно успеть сделать? И какой она будет — наша новая Консерватория? Об этом — в репортаже Ивана Уварова».
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Эти уютные жилые кварталы вокруг Театральной площади можно назвать музыкальными. Потому что вот новая и историческая сцена Мариинского, музыкальная школа, музыкальное училище в соседнем переулке. А здесь — концертный зал. И венчает весь этот музыкальный кластер петербургская консерватория, без которой не было бы всей русской классической музыки».
Эпоха Возрождения. После разрухи. Так можно назвать то, что сейчас переживает наша Петербургская консерватория. Большая реставрация, затянувшаяся на 10 лет.
Круглосуточно, днем и ночью, здесь работают 1300 человек. Это 13 симфонических оркестров.
МАЛЫЙ ЗАЛ ИМ. А. К. ГЛАЗУНОВА
В теплую воду добавить осетровый клей и немного мыльной стружки. Простой рецепт — реставрационной мастики, которую мастера варят на электроплитке прямо под куполом Малого зала Глазунова.
Только теплая мастика. Температурой 36 – 40 градусов ровно ляжет на утраченные фрагменты холста. Того самого, знаменитого, на плафоне малого зала Глазунова. Благодаря такой работе реставраторов всё историческое убранство зала полностью сохранено.
Реставрация петербургской консерватории началась в 2014-м. Тогда работы обещали завершить за два года. И за 2 миллиарда рублей. Подрядчик — московская фирма «Стройфасад». Результат работы — уголовное дело. Консерватория затянута лесами. Внутри разруха. Развал. Протекающая кровля.
Второй подрядчик. «Балтстрой». Которая на тот момент уже была в черном списке у силовиков. Ее обвиняли в хищениях во время реставрации Изборской крепости. И вновь: леса, разруха, никакой реставрации.
Третий подрядчик. «Меандр». Контракт на сумму 606 миллионов рублей. Деньги «Меандр» обналичил. Работы не выполнил. Здание законсервировали.
В сентябре 2020-го Владимир Путин не только как президент, но и как петербуржец обратил внимание на законсервированную консерваторию.
Сейчас, говоря языком специалистов, на объекте работает московский подрядчик «Политехстрой». Контроль за исполнением от Минкульта передан госкорпорации «Единый заказчик в сфере строительства».
БОЛЬШОЙ ЗАЛ ИМ. А. Г. РУБИНШТЕЙНА
Большой концертный зал не просто возвращает свои исторические интерьеры, но и полностью меняет свою форму. С прямоугольной на подковообразную. Таким образом он станет одним из крупнейших залов переменной акустики в Европе. Каждый зритель в любом месте сможет слышать музыку одинаково хорошо.
150 тонн металла уже установлены в большом зале консерватории. Благодаря этим конструкциям помещение и обретет новую форму.
ПАРАДНАЯ ЛЕСТНИЦА
Узнаете? Парадная лестница петербургской консерватории. Этот итальянский мрамор. Чудом сохранился до наших дней. Его художники-реставраторы бережно восстановили.
По этой лестнице ступали Римский-Корсаков, Глазунов, Прокофьев, Шостакович. Весь свет и цвет русской классической музыки.
Петербург. 1861 год. Антон Рубинштейн. Выступает инициатором открытия в столице высшего учебного заведения для музыкантов. Так в России появится первая консерватория. Которая до 1866 года располагалась здесь, в усадьбе Демидовых.
Учиться здесь с первых дней было не просто престижно, но и сложно. Вот воспоминания однокурсника Петра Чайковского, который считается одним из первых выпускников: «По мере того, как возрастали требования профессора, трудолюбие ученика становилось отчаяннее, одаренный здоровым юношеским сном и любивший выспаться, Петр Ильич высиживал напролет целые ночи и утром тащил только что оконченную, едва высохшую партитуру к своему ненасытному профессору».
1866 год. Консерватория переезжает на Загородный проспект. Через три года, в 1869-м, консерватория переезжает в здание бывшего медицинского департамента министерства внутренних дел. Сейчас это улица Зодчего России. Отсюда отчислят студента Рахманинова.
После очередного пожара Большого музыкального театра на Театральной площади здание по велению императора Александра III передают петербургской консерватории.
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ
Это Дарья. Художник-реставратор. Её зона ответственности — домовая церковь консерватории. Вернее, настенная живопись художника Андрея Рябушкина. Вот как выглядела церковь консерватории до Октябрьской революции. А в 30-е годы ее переоборудовали под учебные классы. Всю живопись закрасили однотонной советской краской. И вот, например, на этом фрагменте реставраторы обнаружили 7 слоев. Поэтому Дарья вместе с коллегами слой за слоем открывала закрашенные советской краской библейские сюжеты, написанные рукой Рябушкина.
После реставрации помещение домовой церкви вновь займут учебные классы. Здесь будут проходить занятия православного хора.
Петербургская консерватория. Сейчас она переживает второе рождение. Или перерождение — как угодно. Это в бытовом плане. А в духовном. Она по-прежнему остается первой в России. Одной из лучших в мире. И не было бы всей русской классической музыки, если бы не было нашей, Петербургской консерватории. Наверное, в этом и есть гений этого места. На Театральной площади.