В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Любава Чистова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания формулы Андреа Мантенья. «Формулы Андреа Мантеньи. Северо-итальянская графика и возрождение Античности» — так называется новая выставка, открывшаяся в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа. На экспозиции представлено 250 памятников самых разных жанров, и среди них семь гравюр Андреа. Что за персонаж Андреа Мантеньи, почему мы должны о нем знать, и какой вклад он внес в мировую культуру?

Любава Чистова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Андреа Мантеньи — художник Ренессанса, работал на севере Италии, в городах Мантуей и Падуи. Период его творчества можно хронологически поместить между Джотто ди Бондоне и Рафаэлем. Самые известные его работы: «Мёртвый Христос», «Святой Себастьян» несколько версий и росписи камеры Камера дельи Спози. В музеях России его живописных работ, но есть гравюры и рисунки. Именно их мы и показываем. Данная выставка не о персонале, не о нем самом, а о методе его работы, его логики. Для того, чтобы ее продемонстрировать, графические работы будут более понятны и важнее.

Михаил Спичка, ведущий: В чем эта логика отличалась от логики других титанов Возрождения?

Любава Чистова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Они все находятся в общем тренде, но у Мантеньи есть свои особенности. В искусствоведении есть старый вопрос, который называется: Вопрос повторяемости форм. Он про то, почему у художников одной эпохи или разных эпох в творчестве присутствуют одни и те же мотивы. Вопрос был сформулирован 100 лет назад, и для того, чтобы на него ответить, искусствоведы изучали творчество Мантеньи и на примере его работ сформулировали концепцию о «Формулах пафоса», о «формулах» эмоциональной выразительности, которые передаются из Античности в Ренессанс. Особенностью Мантеньи было то, что он выбирал изображение пиковых моментов, наиболее страстных, эмоциональных, и их уже наполнял новым значением и использовал в своем творчестве. После, уже его ученики использовали те же «Формулы пафоса», и так они передавались из Античности дальше.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие его моменты особенно интересовали, и какие он производил в своих работах?

Любава Чистова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Самая ранняя его ручная работа — это «Положение во гроб», которую нам привезли из Москвы. В ней он использовал мотивы, заимствованные из античного искусства. Из барельефов Смерть Мелеагра он использовал не только сам мотив вложения во гроб, похорон своего тела, но и фигуры хора, где все скорбят и подсказывают зрителям нужную реакцию, усиливают ее и помогают ее пережить. Данная формула вошла в его творчество, а потом и в творчество его учеников.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Чем отличаются музы на картинах в Античности от Возрождения, как трансформируется этот образ и эта «формула»?

Любава Чистова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Мантенья соединил два образа, которые в Античности никогда не соединялись — это образы спокойно танцующих дев, ведущих хоровод, и более динамичные менады в страстном танце. Он хотел в своей картине, а затем и в гравюре по его рисункам показать образ динамической гармонии, что они одновременно согласованно двигаются и при этом быстро и энергично. Для этого ему понадобилось сразу два образа. Тут возникает ориентация на скульптуру и сходство с ней. Оно проявляется не в том, что музы сейчас выйдут, здесь он скорее имитирует рельеф. При первом взгляде сложно понять: это изображение реальных муз или изображение рельефа, который изображает муз. Возникает чувство, что это сюрреалистический образ и что движутся скульптуры.   

Михаил Спичка, ведущий: Когда мы говорим о том, что художники Возрождения обращаются к стилистике Античного искусства, мы не можем говорить о том, что они его только воспроизводят. Они дают ему свое развитие в соответствии с эпохой, в которой они жили.

Любава Чистова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Можно сравнить это с изучением языка. Сначала учишь отдельные части, но говоришь ты сам. Тоже самое и с художником Античности. Невозможно повторить то же содержание, что было в Античности. Сами художники думали, что повторили все в точности, но нам со стороны, спустя 500 лет видно, что содержание совсем другое.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Можно ли актуализировать эти «формулы» для современного искусства?

Любава Чистова, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки: «Формулы» актуализируются сами собой, специально делать ничего не нужно. Есть множество документальных фотографий, которые при ближайшем рассмотрении с точки зрения искусства повторяют эти «формулы». Фотограф улавливает именно их, потому что они лучше всего воздействуют на зрителя и запоминаются.