ДАРЬЯ БОГДАШКИНА корреспондент:

Когда мы слышим фамилию Брюллов, то скорее всего сразу же представляем себе Великого Карла, как называли его современники, — художника Карла Брюллова, и часто забываем о его старшем брате – архитекторе Александре Павловиче. Хотя я уверена, что каждый петербуржец не один раз бывал рядом с творениями мастера.

ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Одна из ранних работ Брюллова — церковь Петра и Павла в Шуваловском парке мгновенно приковывает к себе все взгляды, благодаря своему необычному неоготическому стилю. Сначала в парке появился склеп, выполненный тоже по проекту Брюллова, его заказала хозяйка этих мест – Варвара Петровна Шувалова для своего умершего мужа Адольфа Полье. Позже она захотела построить над склепом православную церковь, но Синод яро воспротивился, так как Адольф был кальвинистом. Тогда Брюллов решил сыграть на перспективе — церковь он построил в отдалении, за забором, как и требовал того Синод. Но если подойти к склепу со стороны озера, то храм окажется именно в том месте, где и хотела видеть его графиня.

НЕМЕЦКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА — ПЕТРИКИРХЕ

И вновь церковь Святых Петра и Павла, но на этот раз лютеранская на Невском проспекте. Её Боюллов выполнил в новом для того времени стиле — эклектика, он совместил черты романтизма: высокие башни, арочные окна, с чёткостью линий и симметричностью — признаками классицизма. Главным украшением церковного зала был большой алтарный образ Распятия, написанный Карлом Брюловым. В алтаре, где висело Распятие, было очень темно, художник был недоволен таким архитектурным решением брата и писал «вандал! Ни одного луча света на алтарь. И зачем им здесь моя картина?»

Полотно висело здесь сто лет — до 1937 года, после закрытия церкви переместилась в Русский музей. Сейчас алтарь вновь украшен Распятием, но уже копией, написанной петербургским художником Сергеем Гривой.

МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР

Александр Брюллов был замечательным художником и декоратором, именно по его эскизам была создана ограда Благовещенского моста.

ШТАБ ГВАРДЕЙСКОГО КОРПУСА

Если бы мы с вами перенеслись в 30-е и 40-е годы XIX века, то увидели бы что Александр Брюллов ни в чём не уступал своему младшему брату: он преподавал в Академии художеств, собирал древние памятники, писал великолепные акварельные портреты, а самое главное — создавал наш Петербург таким, каким мы его знаем по сей день.