В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виталий Полонский, главный хормейстер хора MusicAeterna и Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna.
Ксения Бобрикова, ведущая: Каждый четверг в рубрике «Эрмитаж. Говорим и показываем» мы с вами обсуждаем эксклюзивные проекты и выставки Главного музея страны, но сегодня среда, и мы хотим задаться вопросом: как звучат залы Эрмитажа?
Тимофей Зудин, ведущий: Вы, наверное, обращали внимание, что в музее люди невольно переходят на шепот и начинают говорить вполголоса. Вот этот феномен найдет отражение в программе хора MusicAeterna. Программа будет исполнена 4 декабря в Главном штабе Государственного Эрмитажа. В концерте участвует смешанный хор, четыре контрабаса, электроника, перкуссия и волн Мартено. Что за инструмент волн Мартено?
Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna: Волн Мартено — это инструмент 50-х годов. Выглядит как синтезатор, а клавиатура позволяет играть вибрато так же, как это делает скрипач или виолончелист.
Ксения Бобрикова, ведущая: Почему такое необычное решение — четыре контрабаса, а других струнных не будет?
Виталий Полонский, главный хормейстер хора MusicAeterna: Слушатели удивятся тому, как звучат контрабасы, и как они умеют имитировать даже человеческий голос.
Тимофей Зудин, ведущий: В Эрмитаже пройдет и мировая премьера, где будет представлено ваше сочинение «Лалабай», этот цикл написан на фрагменты текстов колыбельных разных стран. Почему именно звуки колыбельных кажутся вам подходящими для музейных залов?
Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna: Мне давно хотелось сочинять глубокую музыку, а здесь большие залы, акустика и такая гипнотическая музыка очень подходит этим залам. Думаю, я выбрал правильную музыку для этого места.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие возможности дает эрмитажная акустика и напротив, какие есть ограничения?
Виталий Полонский, главный хормейстер хора MusicAeterna: Наше сотрудничество с Эрмитажем длится уже давно. Мы обычно работали в старом Эрмитаже, в его потрясающих залах. На этой площадке концерт будет впервые для нас. Тут непростая акустика, достаточно большая реверберация и, соответственно, чтобы музыка была более медитативная, более медленная. Колыбельную будет исполнять musicAeterna Vox, это вокальный ансамбль, а наше произведение, которое будет исполнять хор, достаточно сложное. В нем много дивизий и большое количество разных голосов и разных фактур, но мы рассчитываем, что акустика зала нам будет помогать, а не мешать. Мы делали специальные замеры и надеемся, что это будет новой площадкой для нас.
Тимофей Зудин, ведущий: Расскажите подробнее о первой части концерта. Прозвучат произведения на стихи немецкого поэта Пауля Целана. Его имя в России не очень хорошо известно. Почему вас заинтересовали его тексты?
Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna: Пауль Целан считается одним из главных поэтов второй половины ХХ века, и я люблю его поэзию давно. У меня много произведений, посвященных его стихам.
Виталий Полонский, главный хормейстер хора MusicAeterna: Будет использована поэзия не только Пауля Целана, также будут тексты на греческом языке, традиционный латинский текст Lacrimosa и английская поэзия. Слушатели попытаются распознать четыре языка.
Тимофей Зудин, ведущий: В концерт также будут включены цитаты из мирового кинематографа. Какие фильмы вас вдохновляли?
Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna: Люблю режиссера Вонг Кар-Вай и брал цитаты из его фильма «2046». Он обобщает всю нашу жизнь: любовь, смерть и потери. Все это очень красиво.
Ксения Бобрикова, ведущая: Мы знаем, что вы мастер перфоманса, и даже во время выступлений вы можете и рисуете картины. На этом концерте вы будете рисовать?
Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna: Нет. Я не настолько смелый, чтобы рисовать в Атриуме Эрмитажа. Возможно, если меня пригласят еще раз, то я это сделаю.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы будете участвовать в концерте, будете слушателем?
Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna: Хорошо, что я композитор, и не касаюсь концертов, это работа Виталия и других людей.
Виталий Полонский, главный хормейстер хора MusicAeterna: Поклон будет общий.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие коллекции, работы в Эрмитаже вам ближе по духу и вдохновляют?
Андреас Мустукис, композитор MusicAeterna: Недавно мы гуляли по Эрмитажу, и на последнем этаже нашли картину Пикассо. Я стоял там один, светило немного света, и мне казалось, что это другой Пикассо, неизвестный нам.
Виталий Полонский, главный хормейстер хора MusicAeterna: Меня в последнее время больше заботит фасад Эрмитажа и его закопанный первый этаж. Для меня это сейчас один из главных вопросов.
Тимофей Зудин, ведущий: Уже есть планы на будущее?
Виталий Полонский, главный хормейстер хора MusicAeterna: Нам сейчас интересна другая половина Эрмитажа — Главный штаб. Там много залов, красивые экспозиции, и современные композиторы могут зайти в это пространство. Мы задумываемся о том, чтобы сделать концерты именно в Главном штабе.