В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Владислава Шалапанова, психолог.

Тимофей Зудин, ведущий: Ученые из Гарвардской высшей школы образования опросили более 6 500 родителей, задав им следующие вопросы: чем и как они загружают детей, какие требования к ним предъявляют. Результаты удивили специалистов — среди родителей, у которых были самые успешные, здоровые дети нередко встречались те, кто удерживал детей от чрезмерных нагрузок — не перегружали детей кружками и секциями.

Ксения Бобрикова, ведущая: Думаю, что многие родители не согласятся с учеными из Гарвардского университета. Откуда у нас такое убеждение в том, что ребенок обязательно должен быть занят и ни в коем случае не лениться?

Владислава Шалапанова, психолог: Этот вопрос скорее к исследователям, а не к психологам, но правда родителям кажется, что чем больше будет разнообразных кружков и больше ребенок будет знать, тем более будет успешен во взрослой жизни. Иногда родители говорят, что они так сильно загружают детей, чтобы они не пропадали в телефонах.

Тимофей Зудин, ведущий: С какого возраста ребенку нужно давать дополнительную нагрузку в виде кружков и секций?

Владислава Шалапанова, психолог: Очень зависит от ребенка, от того сколько он может и сколько времени проводит в садике. Нужно рассчитать суммарную нагрузку, а не только кружки и секции. В дошкольном возрасте должно быть не более 1-2 занятий в неделю. Есть дети, которые не готовы куда-то ходить и еще зависит от того, какой кружок вы хотите выбрать для ребенка.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как понять, что ребенок перегружен?

Владислава Шалапанова, психолог: Один из важных моментов — что ребенок делает, когда у него появляется свободное время. Часто дети, которые перегружены, в выходные готовы только лежать и никуда не ходить. Следующий момент — всегда смотрим на эмоциональное состояние ребенка. Изменения в эмоциональном состоянии говорят о том, что есть перегрузка. Совсем тяжелые вещи — нарушение сна, аппетита.

Тимофей Зудин, ведущий: Как вы считаете, если ребенка оставить дома и ничем не загружать, то будет ли он деградировать или когда-нибудь проявит творческую активность?

Владислава Шалапанова, психолог: Нужно отслеживать нагрузку ребенка. Есть гимназии и школы, в которых нагрузка очень высокая для детей, и у них уже нет ни на что сил. Важно, чтобы ребенку приносило удовольствие дополнительное занятие. Нужно наблюдать есть ли что-то, что заинтересует ребенка кроме телефона.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как правильно себя вести, если ребенок постоянно бросает секции и не может определиться, что ему нравится?

Владислава Шалапанова, психолог: Мы смотрим что происходит, если видим, что ребенок идет с интересом, а потом какое-то столкновение с трудностями и он отказывается ходить, то ищем то занятие, где мы сможем мягко провести его через трудности. В принципе, то, что ребенок себя ищет и пробует разные секции, нет ничего плохого.

Ксения Бобрикова, ведущая: Правильно ли понимаю, что, все-таки, секрет воспитания успешных детей — это их слышать, слушать и позволять им самим принимать свои решения?

Владислава Шалапанова, психолог: Да, конечно.