О том, на что способны телетехнологии, рассказывает Полина Ганичева.

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Очень важная новость для всех, кто работает в сфере IT. Президент Владимир Путин на этой неделе сообщил о том, что теперь появляется новая государственная программа, по сути, новый национальный проект. Под этот проект будет выстроен специальный комплекс всей административно-правовой базы, которую уже разработало правительство страны. Речь идёт о разработке программ искусственного интеллекта в сфере здравоохранения, образования, науки, государственного управления. Если одним предложением пересказать эту новость, можно сказать так: технологии искусственного интеллекта — часть государственной идеи и государственной политики современной России.Продолжая тему технологических прорывов и нашего ближайшего технологического будущего, давайте поговорим о телевидении. 21-го ноября — Всемирный день телевидения. И это хороший повод поговорить о телевидении без телевизора. Поговорить, скорее, о философии, которую привносит в нашу жизнь телевидение с его технологическими аспектами. Почти всё, что нас окружает в современном мире, — это производные от телевизионных разработок. Всё. Даже интернет. Я уже не говорю про связь, медицину, космос и передачу больших данных на расстоянии. И эпицентр этих открытий находился у нас, на берегах Невы.

Итак. Телевидение, которое перевернуло мир. Телевизионные технологии, которые изменяли весь ход развития человеческой цивилизации. Полина Ганичева расскажет об этом с научной точки зрения».

В 30-е годы прошлого века Владимир Зворыкин представляет миру электронное телевидение. Иконоскоп (передатчик) и кинескоп (приёмник). Через объектив камеры изображение попадает на мозаику из фотоэлементов. Они фиксируют количество света на каждом участке кадра. Лицо светлее — сигнал сильнее: шапка тёмная — слабый сигнал. Электронная пушка построчно двигается лучом по внутренней стороне будущего экрана и «собирает» картинку. Но возможности этой технологии гораздо шире любого голубого экрана. И мы уже живём в телемире, даже если телевизор уже давно не включаем.

ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Это пространство — как говорим мы, телевизионщики — АСБ. Или аппаратно-студийный блок. Все камеры снаружи, а мы внутри. Режиссёры и помощники режиссёра. Управляем процессом».

У водолазов своя аббревиатура: ОПА. Обитаемый подводный аппарат. Незаменимая вещь в подводной археологии. Как и эта небольшая камера. Ни одно погружение специалистов РГО не проходит без съёмки. И только изображения недостаточно — экипажу на глубине нужен звук.

К этой герметичной камере подключаем 6-километровый кабель, и она превращается в камеру для прямых трансляций. Для беспроводной связи слишком много помех: глубина, течения и перепады температур. Качество картинки, как в кинотеатре!

А вот самая миниатюрная техника. В этом году специалисты музея «Битва за Ленинград» обнаружили на дне Невы снаряд, по оценкам экспертов, начала прошлого века —  при помощи вот такой крошечной экшн-камеры. И появилась она по запросам путешественников и исследователей, уже в 21 веке. Для съёмки в экстремальных условиях. Такая же есть в стандартном наборе телевизионщика.

КОСМОС И МЕТЕО

С началом пилотируемых полётов в космос Земля всегда видела космонавтов, но не наоборот! Никто и не думал, что им там нужен телевизор! Пока полёты не стали продолжительными, а медики не забили тревогу. Тогда, в 78 году, в ленинградском НИИ телевидения разработали устройства дуплексной связи. Первая пара космонавтов взяла на борт полноценный экран и впервые увидела картинку с Земли.

Видеосвязь с семьёй или любимый фильм — сегодня на МКС есть свой почти кинотеатр. А на орбите уже камеры не только космовидения. Вот ещё одна малоизвестная разработка Ленинградского НИИ — система для метеорологических наблюдений. Циклоны, изменение температур — всё на одном снимке.

Середина 90-х. Невозможно даже себе представить: на орбите уже камера с таким, в хорошем смысле слова, чудовищным разрешением. 36 мегапикселей! Просто для понимания масштабов этого устройства. Вот современный телеобъектив, на нём такая же защитная бленда — от солнечных бликов. Умещается в одной руке. А здесь камера почти в 350 кг. Это какой оператор нужен, чтобы ей управлять?!

Только за последние несколько лет космовидение настолько шагнуло вперёд, что мы можем увидеть и услышать даже Марс!

Космическая гонка продолжается. Как раньше, так и сейчас телевидение в ней — одно из главных преимуществ.

ТЕЛЕМЕДИЦИНА

В конце 80-х у советского человека появляется, если не уверенность, то хотя бы надежда на то, что телевизор и правда может лечить. Но с новым законом о нетрадиционной медицине такие сеансы быстро запрещают. И телетехнологии окончательно переезжают за закрытые двери операционных.

Интегрированная операционная 21 века в клинической больнице Святителя Луки. Техника здесь меняется вместе с поколениями обычного телевизора. Full HD, 4К, 3D. И даже простой, казалось бы, эндоскоп постоянно меняется.

Телеконсультации, консилиумы в разных частях света, и даже своя телесистема в операционной. В народе — роборуки. Выглядит странно. Хирург на месте, но не у стола. А рядом оперирует «онлайн», в 3D.И всё это про технологию, которая навсегда изменила мир. Научила нас внимательно смотреть и слушать. И если говорят: телевидение исчезает — мы знаем: это не так. Оно становится больше. Становится другим. Но не исчезает. Ведь телевидение шире, чем телевизор. Это не устройство, а взгляд на этот мир.