Как город преображается к зиме — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Давайте ещё раз вспомним о главном событии этой недели. В последние дни осени пришла зима. Рассыпалась белым ковром по рекам, каналам, площадям и паркам. 320-я зима Петербурга с момента основания нашего города. И зима для нас как северной столицы — это всегда особое состояние души и города, и тех, кто в нём живёт. «Петербургские зимы» — это не только название книги. Это, в буквальном смысле, явление. Давайте изучим его особенности. Иван Уваров, надев шапку и валенки, расскажет об этом подробнее».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Сейчас еще и пяти вечера нет, а небо над Петербургом уже ночное. Да, темнеет рано. Идет снег. И мы знаем, что он растает. Но радуемся этому белоснежному покрову. Потому что не видели его целый год. И как-то замедляемся. Утепляемся. Согреваемся. Кофе или какао — спрос на эти напитки вырос на 15 процентов. Все это предчувствие зимы в Петербурге».

Ухта, Магадан, Осло находятся с Петербургом на одной широте. Сейчас температура воздуха у нас примерно одинаковая. И мы все живем, предчувствуя зиму. Но в Петербурге у этого времени года есть свои, особенные приметы.

ЖИВОТНЫЕ

Встретиться возле этого пруда в Парке Победы Татьяна предложила нам сама. Потому что здесь еще утром она (руководитель службы спасения животных) видела вмерзшую в лед утку.

Сейчас птицы здесь нет. Значит, выбралась. Значит, жива. Первый, даже вот такой тонкий и хрупкий лёд, опасен для уток и селезней. Они засыпают на воде, которая за ночь замерзает. И утром уже не могут выбраться.

В Петербурге на Московском проспекте встретили лису. От испуга (может быть, чтобы погреться) она забежала во двор. Случайный прохожий снял эти кадры. Выложил в интернет. И всё… Дальше судьба животного неизвестна.

Чаще всего дикие животные попадаются на глаза, когда ищут новые места, чтобы согреться, спрятаться от петербургской зимы. Не нужно бояться их. Или пытаться ударить. Им, как и не улетевшим уткам, нужна наша помощь, оказать которую могут специалисты отряда спасения, руководит которым Татьяна. Телефон 602-7-602.

ПОРА УТЕПЛЯТЬСЯ

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«На 43 процента вырос спрос на валенки в Петербурге этой осенью. Ну, а что? Петр I любил носить их. Екатерина Великая надевала валенки и верила, что они спасут от болезней ног. А Анна Иоановна заставляла своих фрейлин щеголять в них исключительно по праздничным случаям. В общем, пока утепляемся — возвращаемся к истокам. Это сейчас в моде. Да, и просто тепло и комфортно».

Самая популярная модель валенок сезона 2023 – 2024, по мнению петербуржцев, белые, высокие, под галоши.

Тепло и комфортно. Но неужели вот так мы можем верить статистике на слово? Ведь повышение спроса на 43 процента — это серьезно. Отправляюсь на производство валенок. Здесь в одном цехе раньше изготавливали чуть больше ста пар в день. А вот за последний месяц работы прибавилось.

Признаться честно, мы задумывали этот эпизод как шутку. Казалось бы, где валенки и где Петербург 21 века? Но вот наглядное воплощение того, что Россия уходит вглубь себя. И мы возвращаемся к истокам. Традициям прошлого.

СКОРО «ЁЛКИ»

Зима в имперском Петербурге, в котором одна из главных предпраздничных традиций —  домашние спектакли. Музицирование и сказка. О добром и вечном.

Это артисты театра «Стрекоза» репетируют для детей 21 века. Кукольную оперу по всем традициям и канонам века 19-го.

Да, такие камерные, уютные, настоящие спектакли — традиция исключительно имперского Петербурга. А так называемые «ёлки», когда все мальчики-зайчики. А девочки — снежинки. Это не только про наш город. Это общепринятая линия детского новогоднего праздника в СССР. А вот гигантский Дед Мороз у Гостиного двора. Или хоккейная коробка во дворе дома. Это уже наш. Ленинградский стиль.

КАТКИ

Каток у моря. Такое возможно только в Петербурге, самом северном мегаполисе мира. Этот — в общественном пространстве на территории бывшего завода Севкабель — один из первых, открывшихся в городе. Его залили в середине ноября, чтобы приблизить предчувствие зимы. И оказывается, у этого катка тоже есть свой, городской философский смысл.

На катке не просто катаются. Здесь у каждого своя история. Взлетов и падений.

И вот, когда над осенним Петербургом кружила настоящая зимняя вьюга, предчувствие зимы покинуло меня. Потому что зима пришла. И, кажется, наступило то время, когда за чашкой кофе Петербург будет вновь перечитывать Иванова про свои неповторимые зимы.

Петербургская зима. Это больше, чем просто время года на берегах Невы. Это период, когда город словно замирает. Меняет свой цвет. С серого на белый. Он укутывает себя снегом. И, кажется, что зима очень идет Петербургу. Потому что только в это время года он может быть самым уютным. Самым неповторимым. И самым музыкальным.