Пункты пропуска в Ленинградской области закрыты. Что там происходит сейчас? Чем финские власти мотивировали такой шаг? И как эта ситуация отражается по обе стороны границы? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И продолжим тему, о которой мы уже начинали говорить в прошлом выпуске. Тем более, что на этой неделе ситуация усугубилась.

Дело в том, что финские пограничники не только закрыли КПП на границе с Ленинградской областью, но и продолжили свою активность и проявили какую-то удивительную настойчивость в этом направлении. Финны стали закрывать один пропускной пункт за другим. Так, как будто они готовят крепость к какой-то длительной осаде. Но в своём стремлении они зашли так далеко, что уже в самой Финляндии с каждым днём растёт волна недовольства по поводу подобного рода запретительных мер со стороны финского правительства.

В руках у меня листовка с призывом приходить на акции протеста по поводу закрытия границ с Россией. «Мы, граждане Финляндии, протестуем и уже подали петицию в финский парламент. Это решение нарушает защиту национальных интересов страны и права граждан на свободу передвижения и семейные связи». Есть QR-код, можете сканировать и приходить в Хельсинки на митинги протеста. Кому, конечно, удастся пересечь границу.

А вот фотография «Тойве Сейна». По-русски — «Стена желаний». Она была установлена на центральной площади в Лаппеенранте. Люди приходили и писали на ней свои пожелания. Давайте почитаем, о чём пишут жители Лаппеенранты: «Откройте границу! Услышьте нас! Чтобы родители смогли приехать ко мне!», «Видеть родителей вживую, а не онлайн!», «Я за открытие границ, не разлучайте нас с родными!», «Хочу увидеть бабушку на Новый год!», «Переживаю, как я смогу получить пенсию!», «Всем мира!!!», «Сохраните наши семьи! Я хочу увидеть маму». И так далее, тому подобное. Вот так рядовые жители Финляндии отреагировали на этот запрет.

А давайте поедем туда, на границу, и попробуем разобраться в причинах произошедшего. Антон Цуман продолжит тему».

Пограничный переход «Торфяновка» закрылся ровно неделю назад. Теперь въезд на стороне Финляндии огорожен барьерами и бетонными блоками. А такая нескончаемая очередь из грузовиков и автомобилей была здесь в последний вечер работы пограничного пункта. В ту ночь были закрыты все финские пункты пропуска на границе с Ленинградской областью. На этой неделе правительство Финляндии и вовсе решило оставить  один пункт пересечения границы. На севере Мурманской области.

Повод к закрытию границ, как заявляют финские власти, — наплыв мигрантов из Африки и Ближнего Востока, для которых граница России и Финляндии — удобный маршрут на пути в Европу. Вот, например, одна из таких групп на пешем погранпереходе в Ивангороде. Где власти Эстонии уже приготовили бетонные блоки на случай перекрытия «Моста дружбы».

А вот громадный наплыв смуглых велосипедистов к пункту пропуска Лютте, карельский город Костомукша, который удалось заснять очевидцам, пока этот погранпереход ещё работал. И это вовсе не велоспортсмены, как может показаться. Это такой способ пройти границу.

Вот только такой радикальный шаг, как закрытие границ, ударил не только по легальным пассажирским, но и по грузовым перевозкам. Литовскому дальнобойщику Видасу Видкунису, который не успел пройти погранпункт Торфяновка до закрытия, теперь придётся возвращаться домой, как говорят дальнобойщики, порожняком. Да ещё и через Эстонию. Пока и там границу не закрыли.

Теперь, когда на границе с Финляндией открыт лишь один, самый северный погранпункт на границе с Мурманской областью, путь от Петербурга до Хельсинки теперь составляет не 500 километров, как раньше, а три тысячи пятьсот. Что практически полностью выключает выстроенную за последнее время сухопутную логистику.

Директор транспортной компании, выросшей на осколках советской транспортной империи «Совтрансавто», Илья Романов рассказывает — даже в эпоху железного занавеса сухопутные границы с Европой не закрывались никогда. Только здесь успели приспособиться к недавнему запрету на передвижение фур с российскими номерами по территории Евросоюза, как снова нужно учиться работать в новых условиях.

Закрытие границ больно ударило и по финским перевозчикам. На территории России остались тысячи порожних контейнеров, которые теперь им придётся возвращать окольными путями. Но самое главное — исчезает один из главных доходов Финляндии — заработок на транзите из Азии в Европу. А это 81 % всех пересекавших русско-финскую границу товаров. Что касается так полюбившихся нам «магазинов финских продуктов», то пока в их ассортименте изменений нет — запасов ещё хватает. На вопрос «что дальше» предприниматели отвечают, скорее, с оптимизмом.

Да, граница между Петербургом и Финляндией с окончания Великой Отечественной войны не закрывалась ни разу. Вошла в обиход поговорка «Курица не птица — Финляндия не заграница».

Документ, подписанный всеми членами совета народных комиссаров. Важный факт — редчайший случай в истории мировой политики, когда одно государство отпускало в свободное плавание часть себя. Без всяких условий. Такое трепетное отношение Ленина к Финляндии неудивительно. Там он скрывался от царской охранки. Его телохранитель Эйно Рахья был финном. Про эту связь финны помнили всегда. И, видимо, в благодарность нынешнее поколение финнов в прошлом году снесло памятник Ленину в Котке. Но десятилетия, если не дружеских, то добрососедских отношений в прошлом обнажили ещё одну проблему. Закрытая граница прошла буквально по живому, по человеческим судьбам.

Для руководителя общества ингерманландских финнов Дмитрия Полякова телефон теперь — единственный способ связи с мамой. Ещё в 90-х родители Дмитрия эмигрировали в Финляндию по действовавшей тогда финской программе переселения. И момент, когда мама не берёт трубку, теперь повод для тревоги. Не случилось ли чего? Как будто возврат во времена коронавирусной пандемии.

И вот ещё одна иллюстрация связи России и Финляндии, через которые прошла закрытая граница. Митинг у стен здания правительства в Хельсинки. Ребёнок с плакатом «На автобусе к бабушке» и один на всех лозунг, который можно понять даже не зная финский — откройте границы.

Вот так петербуржцам ещё недавно рекламировали курорты финской Иматры. Теперь это в прошлом. Если раньше в новогодние в знаменитом Валтинхотелле, где любил останавливаться российский император Александр III, было не найти свободного номера, то теперь место найдётся даже на большую компанию. По звонку для нас были готовы выделить аж 4 комнаты.

И это как будто отголоски тех советских времён, когда финские туристы, невзирая на железный занавес, ездили в Ленинград целыми автобусами. Журналист Евгений Вышенков вспоминает, как финские работяги ещё в 70-х – 80-х годах массово приезжали на отдых, который по нашу сторону границы чаще назывался «пьяные туры».

Затем, в 90-е, наступила эпоха бизнеса, когда финские строительные и торговые компании заходили на рынок Петербурга, а петербуржцы охотно скупали недвижимость у границы. Иметь дачу в Финляндии было модно. Теперь для российских владельцев эта недвижимость из выгодного вложения превратилась в проблему. Первая — оплата коммунальных услуг.

Председатель ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Горский объясняет:  когда финские банки сначала закрыли европейские счета россиян, а финские власти — границы создалась ситуация которую можно назвать тупиковой. Денежный поток, который шёл из России на содержание этих домов иссяк. Продать их по финским законам российские владельцы не имеют возможности. А конфискация финским законодательством не предусмотрена. Пока.

Так выглядит новая реальность без шоп-туров в Иматру, без поездок в Хельсинки, к которой сейчас придётся привыкнуть не только нам, но и финнам, которые уже выразили недовольство решением правительства. Да, сейчас тот исторический момент, когда наше окно Россия – Европа закрыто максимально плотно. Но всё же не разбито окончательно.