В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирина Саверкина, учёный секретарь отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: В еженедельной рубрике поговорим о русском государственном и военном деятеле, ближайшем сподвижнике Петра I, первом генерал-губернаторе Северной столицы Александре Меншикове. Он родился 350 лет назад, 16 ноября 1673 года.

Николай Растворцев, ведущий: Все мы знаем, каким скромным был первый российский император Петр I и насколько были нескромными запросы его ближайшего соратника и траты его друга Меншикова. Каким бы было первое здание Петербурга и был ли сегодня тот дворец, которым мы гордимся и каким знаем, если бы Александр Данилович был таким же скромным, как Петр I?

Ирина Саверкина, учёный секретарь отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа: Петр I не любил, чтобы в его дворце были посторонние люди, это было место его отдыха. Он много времени проводил на театре военных действий и в Петербург приезжал ненадолго, а дворец губернатора — это лицо города. Место, где проходили приемы и свадьбы подданных, потому как у них еще не было достаточно больших дворцов для подобных мероприятий. Во дворец приходили иностранцы, это был центр жизни города. Губернатор должен был показать и величие России, и красоты новой столицы всем гостям города. Дворец губернатора — это был эталон, каким должен быть дворец в соответствии с интересами, культурными преобразованиями, с новой архитектурой, с новыми садами. Эталон подражания для подданных.  

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Много ли сегодня артефактов хранят дух Меншиковских дней, его присутствия во дворце?

Ирина Саверкина, учёный секретарь отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа: Во дворце есть предметы, которые он держал в руках: английские карманные часы и напольные, кубок с его монограммой. После того как оборвалась карьера Меншикова, его имущество было конфисковано и влилось в состав императорской собственности. Владельческие признаки уничтожались, но на некоторых предметах их удалось выявить, и их можно увидеть на экспозиции нашего музея. 

Николай Растворцев, ведущий: Как Александру Даниловичу, как первому губернатору, удавалось находить время для культурной деятельности, и насколько эффектный след он оставил в этой сфере?

Ирина Саверкина, учёный секретарь отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа: Меншиков принимал участие во всех преобразованиях Петра и в культурных тоже. У него были значительные коллекции живописи, во всех его дворцах было не менее 140 полотен, в том числе произведения Луи Каравака и других крупных художников того времени. Его большая библиотека, к сожалению, была конфискована. Заменены его индивидуальные переплеты, которыми переплетались значимые для него книги. Был найден список книг, которые были у Меншикова. В него входили книги по военному делу, дипломатии, искусству, интерьерам и садам дворцов Людовика ХIV. Он сам заказывал книги, переводы иностранных книг для себя, Петр I дарил ему книги, а во время солнечного затмения Петр I поручил Меншикову распространять среди населения изъявление о затмении, чтобы это не вызывало панику. В процессе строительства Петербурга он общался со всеми архитекторами и следил за всем. Город рос на его глазах и под его руководством.

Николай Растворцев, ведущий: С точки зрения любви к культуре и искусству Меншиков старался подражать Петру I, который знал толк, ценил и привозил их или он сам понимал ценность вещей, которые он заказывал?

Ирина Саверкина, учёный секретарь отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа: Он понимал ценность и это видно из его переписок. Он просил приобрести или перевести с иностранных языков именно те книги, которые в этот момент были ему нужны. Влияние Петра было, ведь они действовали единым целым и в одном направлении. Меншиков понимал интересы Петра, но, безусловно, и собственный интерес был в этих приобретениях. 

Николай Растворцев, ведущий: Почему Петр так много прощал Меншикову?

Ирина Саверкина, учёный секретарь отдела «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа: Проблемы у Меншикова с этим были, из-за этого он бывал под следствием, но для Петра всегда было важно то, что человек сделал для России. Меншиков с Петром был в Великом посольстве, вместе сражались на полях Северной войны. Во время Полтавского сражения под ним было убито три лошади. Петр и Меншиков лично рисковали своими жизнями и находились в самом центре военных действий. Меншиков построил Петровский Парадиз и сделал его таким, каким хотел его видеть Петр I. Парадиз для Петра было не просто красивое слово, а рай с необычными растениями, которые Петр I привозил в сады. Любовь к садам он унаследовал от отца Алексея Михайловича. Петровский Парадиз, этот великолепный город воздвиг именно своей энергией Меншиков. Трудно представить, сколько труда и энергии он туда вложил. С раннего утра и до позднего вечера он находился либо на стройках, либо на совещаниях. Рабочий день его был практически бесконечен, это мы знаем из поденных записок, которые вели его секретари. Его потрясающая энергия, работоспособность и преданность делу для Петра I были важнее, чем некоторые слабости, которые были у него.