В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анастасия Морозова, психолог.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Многие в попытках добавить радости в серые будни отправляются в виртуальный мир на распродажу. Именно в это время многие маркетплейсы объявляют о грандиозных скидках, выгодных предложениях и акциях. Однако у такого способа скоротать время и поднять настроение могут быть негативные последствия, причем не только для семейного бюджета.

Николай Растворцев, ведущий: Психологи уже выделили онлайн-шопоголизм как отдельное какое-то заболевание, расстройство или это просто привычка?

Анастасия Морозова, психолог: Ну да, там есть некие отличия от реального шопоголизма в магазине, потому что в магазине действует еще дополнительная история — погулять, там и запахи, и разговоры, и многое другое. В онлайне это все-таки очень импульсные покупки, и они очень скоротечны. Тем и опасны, потому что покупки происходят под одним нажатием. Часто потом люди не понимают — зачем они это купили.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Зачем на самом деле человек это покупает?

Анастасия Морозова, психолог: Если это импульсы, человек не понимает, зачем, соответственно, он закрывает какую-то другую потребность либо успокоение, либо стресс частый. Все-таки, когда импульсная покупка совершается, человек не может удержаться, чтобы не купить. То есть он не выбирает вещь, не может преодолеть это желание купить. С этим он внутри начинает бороться или не бороться, пока не осознает.

Николай Растворцев, ведущий: Как быть близким, если в семье есть такой шопоголик?

Анастасия Морозова, психолог: Ну да, это сложный вопрос. Конечно, конфликт может быть в семье, но надо честно говорить об этом: что я о тебе беспокоюсь, ты покупаешь и не пользуешься, или эта вещь стоит даже не распакованная. Человек не может понять, зачем он это покупал. Конечно, тут уже надо понять, все-таки зачем. Что за внутренняя потребность? Часто люди так закрывают потребность одиночества либо нуждаются в успокоении. Алкоголизм, наркомания, все они стоят в один ряд. Только шопоголизм еще в разряд болезни не записан.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Тем не менее на распродажах действительно можно найти много полезного по привлекательной цене, и здесь уже и азарт охотника какой-то включается. Каким образом с собой взаимодействовать, чтобы не купить лишнего, но, все-таки, воспользоваться теми предложениями, которые так или иначе для тебя и твоей семьи могут оказаться полезными?

Анастасия Морозова, психолог: Если эта конкретная вещь, которую вы хотите, тогда нет проблем. Обычно человек заранее подготавливается, осматривает, кладет заранее в корзину. Она там лежит какое-то время, и потом наступает время скидок, он ее с радостью покупает. Если это импульсная покупка, то есть он положил и повелся на слово «распродажа», и оказывается, что вообще цена там не сильно отличается, то есть не проводит вот этих аналогий, не смотрит, не сверяет. Тогда вопрос: все-таки это импульсная покупка или что-то другое закрывал человек. Нежели он хотел эту вещь, она была ему нужна, и он как-то готовился к ее покупке. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Ваши советы тем, кто чувствует в себе эту некоторую зависимость: покупать что-то впрок, покупать что-то на распродажах и отказаться пока от онлайн-шопинга не готов. Но все-таки чтобы не страдали ни отношения, ну и по возможности бюджет, как с собой договариваться?

Анастасия Морозова, психолог: Задавать себе вопрос: что я чувствую. Он хоть и сложный, но он помогает хотя бы как-то свериться. Вот, когда мы распознаем эти чувства, это значит, что мы можем задаваться таким вопросом, что сейчас мне беспокойно, и поэтому я покупаю.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Надо ли себя как-то ограничивать по бюджету?

Анастасия Морозова, психолог: Можно, но это не совсем работает. Скорее задать себе вопросы — нужна ли мне эта вещь, нет ли у меня такой же, что скажут мои близкие, мой друг, подруга, партнер, есть ли мне куда это поставить. Еще такой вопрос — что я чувствую от того, что покупаю или что я закрываю, какую-потребность. Может, я могу то же самое испытать по-другому, не покупая.