В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

Николай Растворцев, ведущий: Картина Ильи Репина, известная широкой публике как «Иван Грозный убивает своего сына», имеет второе официальное название – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Символично, что сегодня, 16 ноября 2023 года, мы решили поговорить об одном из самых известных русских царей в контексте мирового искусства, но не художественного, а музыкального. Благодаря художнику сформировался образ Ивана Грозного, как жестокого человека и властного старца, а у вас его играет влюбленный юноша, и жанр оперы определен как романтическая фантазия. Об одном ли человеке идет речь в разных видах искусства?

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: Мы отошли от традиционной версии старца, диктатора, злодея, насильника. Опера посвящена любви молодого царя, который находится на грани безумия от своих чувств. Мы с большим интересом занимались этой оперой, и мы первые, кто исполнил это произведение.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что дало вам смелости поставить пятиактную оперу, и чего не хватало режиссерам, которые не подступились к ней?

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: Произведение написано очень сложно. Мы год репетировали, чтобы реализовать это сочинение. Труппа очень выросла на этом произведении.

Николай Растворцев, ведущий: Много ли фактов в произведении француза XIX века, который писал о русском царе XVI века или тут без претензий на историческую правду и нужно настраиваться на то, что идешь на эффектную театральную драму?

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: Мы без претензий к историзму. Сейчас мы открываем свое отношение к царствующим особам. Раньше говорили, что это ужасные люди, но нет, они собирали Эрмитаж, а Иван Грозный писал музыку. Он создал удивительную библиотеку, которую до сих пор не могут найти, поэтому не нужно ждать историзма в нашем спектакле, это красивая сказка, которую написал француз. Весь западный композит интересовался Россией, царями. У нас в театре идет еще одна опера, которая идет только у нас, это Гаэтано Доницетти «Пётр Великий».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что для вас было самым сложным и интересным при работе с этим материалом?

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: Самое сложное было выбрать состав. У нас замечательные голоса, а в этом спектакле пять составов исполнителей. Необходимо было донести тот юношеский дух, который есть в этом сочинении. Были сложности с музыкальным материалом, особенно сейчас, во времена санкций.

Николай Растворцев, ведущий: Как вы находите баланс в процессе создания, чтобы и зал принял, и эксперты оценили. 

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: Изначально я ставлю сочинение для себя и пытаюсь выразить то, что меня сегодня беспокоит. Конечно, мы думаем о том, что в театр должны люди идти и получать то, что ждут от него. Произведение должно быть ярко, умно, интересно. Сегодняшняя публика уже не такая, как была раньше. Сейчас ждут от нас смысла, и мы пытаемся это делать.  

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что значит номинация на премию «Онегин» для спектакля и культурной среды Петербурга?

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: У нас уже есть несколько наград «Онегин», но эта номинация особенно приятна. Ведь твой труд называют событием. Результаты пока неизвестны, а нас радует то, что наши коллеги оценили наш труд. 18 ноября мы покажем этот спектакль на сцене нашего театра, 19 ноября состоится награждение лауреатов на исторической сцене Мариинского театра, а 20 ноября на нашей сцене пройдет концерт лауреатов. Три дня мы будем жить этой историей.