В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы.
Тимофей Зудин, ведущий: Хирурги из Ленинградской областной клинической больницы совершили настоящее чудо — они запатентовали новую методику, которая со стопроцентной точностью может определить рак желчных протоков.
Ксения Бобрикова, ведущая: По статистике рак желчевыводящих путей составляет 15% злокачественных опухолей печени, что это за онкологическое заболевание и как оно протекает, какие у него симптомы?
Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы: Действительно, это не самое часто встречающееся, но довольно коварное онкологическое заболевание, которое располагается вне печени, внепеченочных желчных протоков. Соответственно, рутинные методы диагностики, применяемые в онкологии, такие как чрескожная трепан биопсия, невыполнимы или крайне небезопасны. В связи с этим вызывает трудности плюс заболевание начинается остро с синдрома механической желтухи. Далее нарастает интоксикация.
Тимофей Зудин, ведущий: В чем уникальность вашего метода?
Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы: Довольно часто эти опухоли выявлялись только хирургическим путем. Были разработки пытающиеся получить материал прицельный из опухоли без хирургического доступа, но либо было недостаточное количество материала, либо недостаточная точность визуализации. Нам удалось достичь стопроцентной результативности за счет того, что мы видим опухоль глазом, то есть заводим ультратонкий эндоскоп и это минимально инвазивное хирургическое вмешательство. Пациентам разгрузили желчные протоки, выполнили дренирующие операции, вторым этапом удаляем имеющийся дренаж и по дренажному ходу через специальный интродьюсер заводим ультратонкий эндоскоп в желчное дерево. После выявления опухоли к эндоскопу подводится интродьюсер пластиковый, эндоскоп удаляется и далее уже под рентгеновским контролем выполняется щипковая биопсия опухоли. Мы используем небольшое количество оборудования, которое применяется в рутинной онкологической практике — ультратонкий эндоскоп и ангиографический комплекс, которым оснащен наш кабинет рентгенохирургических методов.
Ксения Бобрикова, ведущая: Можно ли сразу удалить опухоль при таком методе диагностики?
Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы: Мы видим только вершину айсберга, опухоль располагается глубже в тканях. Удаление части опухоли в онкологической практике вредит в последующем пациенту, она активно разрастается.
Тимофей Зудин, ведущий: Скольким пациентам на практике удалось помочь?
Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы: На этапе формулировки нашего изобретения было 10 пациентов, сейчас уже удалось поставить диагноз 15 пациентам.
Ксения Бобрикова, ведущая: Мы знаем, что врачи из Поднебесной тоже пытались таким же методом диагностировать рак желчных протоков, но у них что-то пошло не так, что именно?
Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы: Их метод оказался сложнее, и они выполняли эту диагностику на высоте желтухи. Нам удалось доказать, что на самом деле это невыполнимо, поскольку желчь — это среда непрозрачная.
Ксения Бобрикова, ведущая: Когда ваш метод будет использоваться повсеместно по всей стране?
Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы: С момента публикации, надеемся, что используется. Мы его запатентовали и наше изобретение доступно во всех возможных поисковых системах. Надеемся, что мы сможем через наших коллег помочь большему количеству пациентов с ранней диагностикой соответственно более эффективным специализированным лечением.
Тимофей Зудин, ведущий: Из-за чего возникает рак желчных протоков?
Алексей Полехин, рентгенэндоваскулярный хирург Ленинградской областной клинической больницы: В большинстве онкологических заболеваний однозначного ответа не будет что конкретно вызывает то или иное заболевание. Существует множество теорий онкогенеза, если проследить официальные статистические отчеты в нашей стране за 10 лет, то это заболевание чаще возникает именно среди мужского населения — 18%, поэтому можно условно сказать, что может повлиять образ жизни.