Тайны, открывшиеся в ходе восстановительных работ, и уникальные виды с доминанты Коломны — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И ещё одно знаменательное событие этой недели. Очень петербургское событие. Итак. Со знаменитой колокольни Николо-Богоявленского Морского собора стали снимать леса. Почти два года шла реставрация этого уникального объекта.

Кстати, по пропорциям и изяществу исполнения колокольня Никольского собора вошла в сотню самых выдающихся шедевров мировой архитектуры, наравне с Пизанской башней, собором Нотр-дам-де-Пари в Париже или собором святого Петра в Ватикане. Маленький такой шедевр, но настолько утончённый, изысканный по пропорциям и исполнению, что его включили в этот список.

А что там сделали реставраторы? Какие тайны они обнаружили? Давайте пойдём и посмотрим, пока ещё не разобрали леса и можно забраться наверх и увидеть Коломну совсем с другой точки зрения.

Итак. Колокола Коломны. Колокольня Никольского собора, один из главных открыточных видов города, вернул свой привычный образ. Давайте посмотрим на него внимательно и без спешки. Иван Уваров продолжит тему».

Запомните этот без преувеличения исторический момент. Финальная стадия реставрации колокольни Николо-Богоявленского морского собора.

На объекте уже нет реставраторов. Только рабочие, которые разбирают леса. Начинают с самого верхнего уровня. К нижнему доберутся через три недели. А это значит, что к началу декабря в Петербург вернется один из его открыточных видов. Вид на Семимостье и колокольню Никольского собора.

Чем выше поднимаюсь по лесам, пока их не разобрали, тем больше тайн колокольни открывается мне. Вот четвертый ярус. Он полностью сделан из дерева. Даже лепнина.

Нижний ярус колокольни — это кирпичная кладка. Середина обшита медью. А верх, как мы уже знаем, вырублен из лиственницы. В это сложно поверить, глядя на колокольню с земли. Но вот реальное доказательство. В этой — деревянной — части колокольни реставраторы обнаружили жизнь. В прямом смысле слова.

Получается, что реставрация колокольни Никольского собора в 21 веке — это не просто сохранение архитектурного наследия. Но и еще большая научная работа.

Поднимаемся еще выше.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Колокольня Никольского морского собора не только один из символов Петербурга. Это доминанта Коломны. И вот она — самая высокая точка. 74,5 метра. Ну, где еще увидишь Коломну с такого ракурса? И это тот случай, когда лучше не рассказывать, а показывать. Наслаждайтесь».

Астрахань. Первая половина 18 века. Визит Петра Первого. Император поражен красотой местного каменного храма. И желает построить точно такой же в столице. Но воплотит в жизнь эту мечту его дочь. Елизавета Петровна. Которая в 1752 году назначит Савву Чевакинского архитектором нового собора для российского флота. Наводнение заставит переделать чертежи. Чевакинский увеличивает высоту собора более чем на 2 метра. Но главное — раньше храма возведут колокольню, на проект которой Чевакинского вдохновила не построенная Растрелли колокольня Смольного собора. Сравните. И правда, чем-то похожи.

Но, как говорят историки архитектуры, Чевакинский не был бы собой. Если бы не смешал два стиля. Елизаветинское барокко. И русский.

Возвращаемся наверх. И здесь, на 20-м уровне, можно заглянуть в глаза 12-ти ангелов. И вот она — еще одна тайна, которую с земли не увидишь. Присмотритесь к ангелам. У каждого свое лицо! Ай да, Чевакинский! Ай да, архитектор!

Только внимательный и пытливый взгляд увидит за этой черной пленкой тайную дверь. Ведущую в парник для купола.

Здесь выдерживали температуру плюс 15-20 градусов. Толщина нового золотого покрытия — всего 4 микрона. Проделана без преувеличения микроскопическая работа. Впервые более чем за 70 лет. Потому что последний раз колокольню реставрировали в 50-е годы прошлого века. До этого — в 39-м. Предположительно именно тогда, колокольня и собор изменили цвет. Чевакинский окрасил свою работу в охристый.

Вероятно, на этих черно-белых кадрах фильма «Шинель» 1926 года — колокольня окрашена в охристый цвет. Но мы привыкли видеть ее вот такой… и в жизни, и в кинематографе.

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Меняются истории. Герои. Эпохи. А колокольня Никольского собора на этом фоне — всегда воплощение художественного образа нашего Петербурга».

Самый петербургский. Самый открыточный. Самый кинематографический вид. Вид, который всегда притягивал художников. Летом сюда, в Никольский сад, выходят на пленер. Осенью — пишут в помещении. Вот ученики школы искусств имени Бортнянского, которая находится в Коломне. Начинают большую творческую работу.

Первый этап. Знакомство с пропорциями, которые у Чевакинского выверены с математической точностью. Чтобы достичь гармонии. И первая зарисовка. Задание от педагога — придумать сюжет, в который будет вписана колокольня.

Леса рабочие разбирают быстро. Всю неделю мы следили за этим процессом. Вот как колокольня выглядела во вторник. А вот какой она стала в пятницу.

Колокольня, как и сам Никольский собор, больше чем просто храм. Или открыточный вид. Это символ Петербурга. А первая в 21 веке реставрация колокольни — символ продолжения жизни. И мечты — архитектора Саввы Чевакинского.