Генплан Санкт-Петербурга поступил на рассмотрение в Законодательное собрание. Он определит развитие мегаполиса на ближайшие 25 лет. Как этот документ изменит наш город — в репортаже Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Полетели дальше. Очень важная информация для тех, кто следит за тем, как меняется наш город. И какой город мы строим сейчас. И каким он станет в будущем. Итак.

На днях на заседании городского правительства был одобрен проект нового Генерального плана города, рассчитанный до 2040 года с прогнозом до 2050 года. В разработке главного градостроительного документа участвовали все исполнительные органы власти и подведомственные организации. Летом 2022 года проект прошел обязательную процедуру общественных обсуждений. Жители города подали более 11 тысяч предложений. Все они были рассмотрены Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. И вот теперь его передают в Законодательное собрание для дальнейшего утверждения. Мы все живём по тем или иным генеральным планам.

Например, исторический центр, золотой треугольник, невский трезубец от Адмиралтейства, линии Васильевского острова — это Генплан Трезини, а потом Леблона. Московский проспект. Сталинские высотки. Юг города, Стрельна. Это Генплан Ильина 30-х годов прошлого века.

Появление проспекта площади Ленина перед Финляндским вокзалом. Район Охты.  Восстановление после войны разрушенного города — это Генплан Наумова 1948 года. Основой его композиционно-пространственного решения стала связь исторического ядра с новыми жилыми кварталами. Появилась система общегородского центра, включающая не только классические ансамбли, но и новые, созданные вдоль Московского (Международного) и Новоизмайловского проспектов, а также вдоль левого и правого берегов Невы и в прибрежной части Васильевского острова.

Мощь индустриальная и научная, массовое освоение территорий, расположенных на юго-западе Ленинграда: Автово, Дачное, Ульянка, Сосновая Поляна, юг Купчино, между Витебской и Московской железными дорогами, Московский район южнее завода «Электросила», правобережные территории нынешнего Красногвардейского района — это уже итог генплана 69-го года. Тогда же была сформулирована новейшая, ставшая революционной градостроительная идея советского Ленинграда — выход к морю.

Нынешний генплан был утверждён в 2005 году. Разработан ЗАО «Петербургский НИПИГрад» под руководством народного архитектора России Валентина Назарова. Этот генплан многие специалисты называют самым неудачным. Потому что он предусматривал жилищное строительство на свободных территориях, в первую очередь учитывался рост показателей обеспеченности жильем.

И вот сейчас новый генплан. 2023 года. Его главная особенность — полицентричность. То есть застройки будет вести не ввысь, а вширь. И самое главное — увеличение зоны промышленных территорий. Точнее, не увеличение, а сохранение. Чтобы больше не появлялись на промышленных территориях жилые комплексы.

Все мы помним застроенные территории производственного объединения Светлана. Разрушенные под жилые дома пакгаузы Варшавского вокзала. И дальше можно долго  продолжать этот список.

И вот, новый генплан категорический пресекает это явление — редевелопмент территории. Губернатор Александр Беглов отметил, что сейчас город переходит от моноцентричной модели развития к полицентричной. В Петербурге появятся новые центры деловой и общественной жизни. На севере города, в районе Лахта Центра, уже развивается новый деловой квартал. Юг города получит новое развитие благодаря размещению кампусов и технологических долин, созданию научно-образовательного кластера. Появятся новые рекреационные зоны.  Очень важный документ, который в корне поменяет всю градостроительную политику города, изменит сам город. Давайте посмотрим и изучим его более детально. И иллюстративно. Антон Цуман продолжит тему».

Заседание городского правительства на прошлой неделе можно назвать действительно ключевым. Рассмотрение генплана — градостроительной конституции, определяющей, как будет развиваться мегаполис на 30 лет вперёд.

Перенос «серого пояса» за пределы центральной части города, процесс, начатый в нулевых, был вполне логичным. Петербург рос, и ему жизненно требовалось пространство для развития. И сегодня мы ощущаем последствия, когда на месте промышленного гиганта завода «Светлана» гигантскими же темпами возводятся жилые кварталы.

Или территория подъездных путей бывшего Варшавского вокзала. В 90-е угасли расположенные рядом с ними промышленные предприятия, движение прекратилось, территория была продана под застройку. И теперь там буквально не продохнуть от многоэтажек.

Да, это проекты из того времени, когда инвесторы строили то, что приносило им максимальную прибыль — сотни и сотни квадратных метров жилья. Новый генплан кардинально меняет правила — в новой реальности застройщикам придётся считаться с интересами города. Которому важно не только новое жильё и социальная инфраструктура, но и рабочие места рядом с ними.

И вот один из примеров того, как этот принцип может быть реализован на практике. Петроградская сторона, территория бывшего Хлебозавода – автомата номер 2, или Левашовского хлебозавода. Завод, построенный в 30-е годы по революционной на то время технологии пришёл в полное запустение к середине 90-х.

Вице-президент компании-застройщика, которая в своё время приобрела территорию завода, Михаил Гущин рассказывает, как удалось в прямом смысле «подружить» две эпохи — конструктивизм и современность. Здание-памятник стало общественно-офисным пространством, а малоэтажные жилые здания как будто обрамляют и дополняют его.

И этот принцип уже давно взят за основу и девелоперами и архитекторами. Пример — вот эти новые корпуса бизнес-парка на Свердловской набережной. Первые в России здания, построенные с использованием «вечной» кортеновской стали.

Девелопер Игорь Водопьянов рассказывает историю того, как усадебные земли Кушелева-Безбородко cо временем стали больничным городком и промышленными площадками. Производство, которое в 90-х годах окончательно угасло, можно было описать только одним словом — депрессия.

Теперь это место принимает у себя около 3 тысяч рабочих мест. И при этом олицетворяет собой новое понятие о зоне производства. Сегодня это не обязательно шумный дымящий завод, а фабрика идей, где на одном этаже разрабатывают программы, а на другом — печатают микросхемы для отечественной электроники. И это в пешей доступности от жилых кварталов.

Получается, как одно поколение сменяет другое, так и одна градостроительная концепция может в свое время получить новое развитие. Господствовавший ранее принцип — жить в спальном районе, а работать в центре — породил колоссальную нагрузку на транспортную инфраструктуру. Отсюда — пробки.

Так и получается, что по новой логике вместо единого огромного «Центра» необходимо создавать множество малых. И примеры того, как это может быть реализовано в городе, уже есть. Дворы Гороховой улицы, которые превратились новое городское пространство.

Этот бульвар появился на карте города всего несколько месяцев назад, рассказывает Александр Осипов — руководитель управляющей компании. До того, как группа частных инвесторов приобрела этот участок, территория представляла собой полуразрушенные швейные цеха. Неслучайно ещё в конце 80-х этот район отлично подошёл для иллюстрации понятия «разруха» в одном из культовых ленинградских фильмов.

Теперь эти помещения активно заселяются многочисленными арендаторами. Ресторанами, студиями, локальными дизайнерами, офисами. В планах — добавить пространство для гостиниц и апартаментов, чтобы дать возможность буквально жить в двух шагах от работы.

Да, градостроительные концепции не незыблемы. Их приходится подстраивать под обстоятельства. Тот же центр Петербурга, который в генпланах разных лет был и на Васильевском острове (план Леблона), и на юге Московского проспекта, как на генплане 30-х. Или неосуществлённый проект нового центра города в районе нынешней Площади Балтийских юнг. Вот и нынешний генплан — лишь отражение логики развития, а не прямое руководство к действию.

Другой город, в других мировых и экономических и политических обстоятельствах. Когда в борьбе с санкционным давлением Петербург туристический отходит на второй план, на первый выходит Петербург научный и Петербург производственный. И здесь, по мнению урбаниста Владимира Фёдорова, и инвесторам, и городу необходимо искать решение сообща.

Нынешний проект генплана рассчитан до 2050 года. Будущее Петербурга. То, в каком городе мы будем жить ближайшие несколько десятилетий. И в новой реальности мы уже знаем, каким должен быть этот город. Город в котором сбалансированы и производство, и жильё, и социальная инфраструктура. Каким и должен быть мегаполис 21 века.