ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь переходим к знаменательной исторической дате, которую мы отмечали на этой неделе. 7 ноября — день Великой Октябрьской революции. Хоть нам его и заменили четвёртым ноября, Днём народного единства, мы всё равно не можем оставить без внимания эту дату. И не только, чтобы помнить про революцию — мы и так её никогда не забудем. А для того, чтобы чуть более чётко понимать, как в этом мире всё происходит и по каким законам развивается. Ведь всегда за всеми этими глобальными процессами скрываются тайные пружины, которые и приводят в действие маховик истории. И чаще всего эти тайные пружины находятся под воздействием двух сил. Первая — геополитические интересы различных стран. И вторая — золото! Как это происходит, на примере Великой Октябрьской революции мы и расскажем в нашей очередной серии научно-детективного сериала «Петербургские тайны». Кто дал это золото революции? Зачем? Всё ли золото пошло по назначению? И, самое главное, куда делось остальное золото — золото революции?»
Что мы знаем из учебников истории? Великая Октябрьская революция. Как это сделано? Всё просто. Низы не хотят — верхи не могут. Появляется яркий лидер, точнее, вождь, имя которому — Ленин. Со своей буйной молодой командой революционеров. Они формируют протестные настроения масс. Массы идут. Вставай, проклятьем заклеймённый! Пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей, побеждает. Вся власть — Советам! И да здравствует Великая Октябрьская революция!
Но в этой цепочке советской историографии всегда упускают одну из главных действующих сил — это политическая воля Германии, которая через большевиков хотела ослабить своего главного противника — Россию. А любое протестное движение требует денег. Это такие статьи расходов, как обеспечение конспирации лидеров, работа агитаторов, печать листовок, газет. В 1917-м году газета «Правда» выходила тиражом более 100 тысяч экземпляров. Это огромные деньги на печать и распространение.
А как работала эта система финансирования большевиков со стороны Германского правительства? Тайну этой схемы раскрывают вот эти документы. У меня в руках копии лишь некоторых из них. Это документы из переписки немецкого МИДа с департаментом имперского казначейства Германии. 17-й – 18-е годы. Все они имели гриф «совершенно секретно». Давайте их полистаем.
Вот навскидку: от государственного секретаря императорского казначейства — его превосходительству Кюльману. Кюльман — это госсекретарь МИДа Германии. «Дорогой Кюльман. В соответствии с Вашим заявлением, содержащим информацию о ситуации в России, заявляю о своей готовности поддержать поданный Вами запрос на выделение 40-ка млн марок для достижения нашей цели в России».
Ещё документ. «С учётом переговоров имею честь попросить сумму в 10 (рукой исправлено) пятнадцать миллионов марок на политическую пропаганду в России. В зависимости от хода событий оставляю за собой право обратиться к Вам с просьбой об отпуске последующих сумм».
И так далее, и тому подобное. Десятки и даже сотни миллионов марок за все годы революционного движения. Это всё можно подробно изучить в официальных публикациях этих документов.
Ещё раз: везде гриф «совершенно секретно». Но давайте задумаемся, а какие это были суммы по нашим меркам? Ответ: огромные. Для справки: стоимость одной немецкой марки обеспечивалась золотом, по тому курсу, — 0,38 граммов. То есть один миллион марок — это был целый большой ящик золота весом в 360 килограммов. Один миллион марок — 360 килограммов золота. А только в 1917-м году партия Ленина получила финансирование на сумму 30 млн марок — это более десяти тысяч килограммов золота! Огромный ресурс! И эксперты уже подсчитали, сложив все статьи партийных расходов, что вряд ли всю эту сумму большевики истратили за один год. Нет, часть осталась. И куда она делась? Помните стихи Сергея Михалкова: «И на картине — тот шалаш, у финских берегов, в котором вождь любимый наш скрывался от врагов».
Одна из версий: ящики с золотом могли находиться в районе озера Разлив, там, где Ленин скрывался от преследования со стороны временного правительства в июле 1917-го года. Цель очень простая: в нескольких километрах в районе Белоострова — финская граница, и в случае угрозы для лидера большевиков его вместе с главным ресурсом — золотом партии — надо было срочно переправить за границу. С точки зрения доставки золота логистика самая подходящая. Вот, вы видите, как сейчас выглядит место, по которому проходила заброшенная тупиковая ветка от главной железной дороги, по которой могли доставлять вагоны с золотом из Петрограда, а оттуда перегружать на подводы с лошадьми. В Петрограде хранить золото опасно — везде обыски, шпионы, провокаторы. А тут — два шага до границы. И ищи-свищи потом и Ленина, и золото партии. Ленин жил в Разливе. Его охранял и курировал по заданию партии рабочий Емельянов, уроженец тех мест. И как одну из версии рассматривали такой вариант: золото должны были спрятать на дне озера Разлив. Емельянов знал эти места как свои пять пальцев и мог легко спрятать клад в сестрорецких болотах в районе озера Разлив.
Более того, кто-то из партийных лидеров знал об этом, потому что сразу после революции по приказу Зиновьева, который был с Лениным в разливе, здесь велись активные поиски какого-то бесценного объекта. Но ничего не нашли — очень илистое дно. И найти здесь ящики с золотом, не зная точного места, — это всё равно, что искать иголку в стоге сена. Поэтому здесь, в Разливе, золото партии так и не нашли. Но это не значит, что его здесь нет. Может быть, когда-нибудь потом, когда системы поиска кладов достигнут более высоких технологических возможностей, эти исследования увенчаются успехом. И сестрорецкие болота раскроют свою тайну — тайну золота революции.
И если это случится, мы будем первыми, кто расскажет вам об этом в нашем детективно-историческом сериале «Петербургские тайны». P.S. А вы, гуляя по берегу озера Разлив в районе музейного шалаша Ленина, тоже на всякий случай имейте этот факт в виду. Вдруг что-то обнаружите. Клады, как правило, так случайно и находят.