Обзор выставок этой осени – в репортаже Ивана Уварова.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Интересная городская хроника. В город пришла настоящая глубокая осень. И первая её примета — в Летнем саду стали укрывать скульптуры на зиму. В основном, по старинке. В деревянные короба. Насухо протирая мрамор, точнее, мраморную крошку из которой сделаны копии этих скульптур. Этот простой и надежный способ сохранения скульптур придумали ещё в годы правления Анны Иоановны. Сначала скульптуру вместе с головой утепляли хлопковой тканью. А вот деревянные щиты появились в 19 веке. Но Летний сад будет открыт и зимой. И это один из классических видов нашего города. Ещё со времён Ленинграда. Запорошенный белым снегом летний сад, на котором строгими графическими линиями выведены силуэты спрятанных от холодов скульптур. Это как раз тот случай, когда надо не рассказывать. Это надо просто смотреть.
И продолжим такую осеннюю тональность в нашем эфире. Осень — самое замечательное время не только, чтобы бродить по городу, иногда хочется и в тепло. И для этого есть огромные возможности. Ведь осенний вернисаж Петербурга — это разнообразный и увлекательный мир. Сотни выставок, экспозиций. Маленьких, масштабных, совсем незаметных. Большая их часть, может, так и останется без нашего внимания. Но именно из этих событий и складывается то, что мы называем «неповторимое очарование осеннего Петербурга».
Итак. Тема нашего следующего репортажа так и называется – вернисажи осеннего Петербурга. О чём спорили Тургенев с Некрасовым? Как полетать над Фонтанкой по аналогии с картиной Шагала? И куда пойти, чтобы увидеть сотворение мира? Безумно интересное поприще для исследования пытливым петербуржцем. И его мы сейчас вам и покажем. Иван Уваров выступит в качестве нашего экскурсовода».
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Предлагаю такие условия игры. Если Петербург — музей под открытым небом, то весь город — это одно большое выставочное пространство. А сами дома, улицы, музеи — это выставочные залы. И нет, в парадные и давно знакомые Русский музей и Эрмитаж мы не пойдем».
НЕКРАСОВ И ТУРГЕНЕВ. 50 НЕДОСТАТКОВ РУЖЕЙНОГО ОХОТНИКА
В музее-квартире Некрасова сначала очень удивились, почему мы решили снимать именно эту выставку. Ничего зрелищного в ней нет — уверяли нас. Всего один зал. 4 витрины. Но зато сколько новой информации — отвечали мы! Итак. 50 недостатков ружейного охотника. И это не просто название экспозиции, а цитата из Тургенева.
Некрасов и Тургенев. У них была одна общая страсть — охота. О которой они писали друг другу в письмах. Это было не дружеское общение, а хвастовство, интеллектуальное соперничество. Не иначе.
Да, современные зоозащитники точно бы жестко отреагировали на такие объемы. Вот тот самый вальдшнеп. Чучело. 19 век. А вот чучело медведя, которого убил сам Некрасов в 70-е годы 19 века. Один из центральных экспонатов выставки.
Теперь, думаю, и вам стало ясно, почему я решил посетить эту камерную по размерам, но гигантскую по эмоциям и информации выставку. Охота — это про литературу. Теперь я это точно знаю.
МАРК ШАГАЛ ПОД ЕДИНЫМ НЕБОМ
Шагал — это не только фамилия. Но и глагол. В контексте этой выставки — точно. Марк шагал под единым небом. Небом любимого им Витебска, блистательного Парижа и любого другого города мира. А шаг в данном случае — синоним к слову полёт.
На этой выставке нет живописи. Намеренно. Только графика Шагала. Из частного собрания Павла Башмакова. И вот, гуляя по этим залам, ты точно понимаешь и чувствуешь, как земля уходит из-под ног. И как гравитация улетучивается с этих полотен.
ПРОПАВШИЕ В КИНОХРОНИКЕ
Кинооператор Мария Сухова. Мы ничего не знаем о ней. Точно так же, как и о десятках других операторов, которые снимали документальную хронику Великой Отечественной. Итак. Мария Ивановна Сухова. Кинооператор в партизанской оперативной группе.
Людям, которые оставались верными своей профессии до последнего вздоха. Людям, которые всегда оставались в тени. За кадром. Посвящен этот проект в 5-м павильоне Ленфильма. Иммерсивный музей. Стык театра, документального кино и выставочного пространства.
Главные герои — кинооператоры. Это они, пропавшие в кинохронике. Пропавшие намеренно. И, конечно, нам сегодня сложно представить, как они работали. Вокруг война, смерть, холод. В руках — камера. И пленки всего на 1 минуту. Нет второго дубля.
Это Митя. Оператор этого репортажа. Как он работает, я снимаю тайно. На телефон. Потому что он, как и все операторы, не любит появляться в кадре. Конечно, техника сегодня другая. У нас есть гигабайты памяти. Но главный принцип остался прежним. Увидеть этот мир и показать его таким, какой он есть на самом деле.
БОРИС ГРИГОРЬЕВ. ПЕРВЫЙ МАСТЕР НА СВЕТЕ
В Музее Фаберже двойная премьера. Открыто это новое выставочное пространство во дворе Шуваловского дворца. И впервые широкой публике представлено это полотно Бориса Григорьева. «Ревизор».
Говорят, что актеры МХАТА Москвин и Михаил Чехов — вот они в ролях Городничего и Хлестакова — приходили к Григорьеву позировать лично. В гриме и костюме. Вообще, в эту работу можно всматриваться долго. И открывать для себя в ней все новые и новые образы.
Борис Григорьев. Мы так мало его знаем. Но, глядя на его работы, так точно понимаем. Этот тот случай, когда жизнь отражается в картине. А картина — в жизни.
СОТВОРЕНИЕ
Кстати, про жизнь. В Анненкирхе вернули выставку о сотворении мира. Это инсталляции современных художников. Вот история грехопадения человека.
А вот рука Бога. И гигантская луна. Как символ четвертого дня сотворения мира. Вот он — музей будущего. Или уже настоящего.
И, глядя на эту луну, которая превращается в солнце. Чувствуешь себя тем самым незнайкой на Луне. Или Летчиком, попавшим на Планету В-612. И открывшим для себя истину.
Конечно, в Петербурге сотни выставок. И выбрать из них несколько самых интересных — правда сложно. Потому что о вкусах не спорят. Мы выбрали то, что задевает нас. Попадает в наше сердце. Они разные. Они открывают по-новому нам этот мир. Ну, а Петербург без выставок — это все равно, что жизнь без смысла, который у каждого из нас свой. И каждый находит свою выставку. В своем Петербурге.