Что такое петербургская мода? В чём её особенность? И почему, чтобы её понять, нужно ехать в Ленинград? Репортаж Полины Ганичевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ещё из новостей этой недели. В Петербурге стартовал 20-й сезон Недели моды. Открытие традиционно прошло на Новой сцене имени Мейерхольда Александринского театра.
Санкт-Петербургская неделя моды — международное профессиональное модное событие. И главное — оно помогает понять, а что сейчас в моде? Длинное или короткое? Светлое или тёмное? В полосочку или в клеточку?
А в чём особенность петербургской моды? И почему, чтобы это понять, нужно ехать в ленинград? Об этом — в репортаже нашего модного обозревателя Полины Ганичевой».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Вот так начинается неделя моды в Петербурге. Можно по-разному относиться к этой индустрии: можно следить за всеми трендами, а можно отрицать их. Но существовать вне моды уже просто невозможно, потому что каждое такое событие — это отражение нашей с вами реальности и попытка заглянуть в будущее».
И первый показ 20-й Недели моды в Петербурге. Владимир Бухинник о Пушкине…
ВЛАДИМИР БУХИННИК, дизайнер:
«Если судить с точки зрения моды, это первый имиджмейкер и трендмейкер России. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Когда ты смотришь на его портреты, ты понимаешь, как он умел выглядеть и умел себя подавать. Я просто себе представил, если бы Александр Сергеевич был жив, какого бы было его сообщество — вот об этом моя коллекция».
На подиуме — Пиковая дама 21 века Татьяна Санаева. Легенда Ленинградского дома моделей одежды. На свой первый кастинг она сбежала с работы — из строительного магазина. Во времена, когда званием «манекенщицы» было не принято гордиться, и походка моделей выглядела иначе…
ТАТЬЯНА САНАЕВА, манекенщица Ленинградского дома моделей одежды:
«Чего только не заставляли! Заставляли ходить с ощущением, будто бы у тебя между ягодицами 5 копеек зажаты. Тогда мода была такая в 70-х годах. Чтобы мы не вихляли, чтобы не было разболтанности. Всё должно было быть строго, лаконично, интеллигентно. В Москве совершенно другая была история. Но мы же были как бы Ленинград!»
Для Татьяны это всё ещё самая женская профессия. Ведь вместе с идеалами красоты меняется образ модели. А вместе со временем, экономикой и культурой — коллекции. И сегодня они не обязаны нравиться всем, тем более всем подходить. Это просто взгляд дизайнера на этот мир. Вечное творческое «Я так вижу!».
Хозяйка коллекции Валентина Дмитриевна настаивает: её дело не имеет ничего общего с модой. И на рынке она не торгует, а делится воспоминаниями. Когда развалившийся Советский союз начали открыто критиковать, женщина в шапке с янтарными муравьями встала на его защиту. Она там жила и была счастлива. Шила платья и выбирала шляпки.
ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВА, коллекционер советской одежды:
«Ленинградцы отличались: более модно были одеты. 100%! Если ленинградцы шли в брючных костюмчиках каких-то интересных — это я про женщин говорю, — ребята были одеты более интересно. В каких-то жилеточках…»
Окно в мировую моду для советских женщин официально открылось в конце 80-х. Помогла, как бы сегодня сказали, самая эпатажная женщина в СССР Раиса Горбачёва. Визит первой леди в Германию, где к тому времени уже 40 лет издавали журнал «Бурда Моден», навсегда разделили историю советской моды на «до» и «после». И уже в 87-м году вышел первый номер на русском. И самое главное: внутри были выкройки…
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Самая модная ткань этой осени — «варёный» мериносовый габардин… Которого у нас, конечно, нет… Поэтому поступаем, как любая советская девушка. Берём мамино платье, распарываем его и превращаем в модную новую рубашку».
Фраза «Шью по бурде» стала паролем для своих. Постепенно советская женщина стала самым строгим модным критиком: только она точно знала, что будет носиться, а что нет… И до сих пор требования к одежде в Петербурге выше, чем просто красиво.
Сразу видно — западный кутюрье никогда не гулял по набережной Фонтанки в ноябре… А для Петербурга одежда всегда должна быть больше, чем просто красивой. Поэтому многие сегодня выбирают уличный стиль. Или, говоря на языке петербуржца, 50 оттенков чёрного.
Это петербургский бренд сестёр Васильевых. Сначала они одевали музыкальный андеграунд нулевых, а потом всё объёмное, черное и непродуваемое стало трендом для всех. Теперь для подиумов Нью-Йорка и Милана их вещи — свежее современное решение, но только в единственном городе России это не мода, а необходимость…
Но мода — это не только то, что демонстрируют на показах или продают в магазинах. Это то, что носят. И за что платят.
Вот для этого и нужна мода! Она разрешает быть разным. И постоянно меняется, заставляя меняться нас. В ней нет ничего правильного или неправильного. И даже если ваш самый праздничный образ — это чёрный плащ на чёрную рубаку, пусть будет так. Значит, вы так видите.