Мы легко можем себе вообразить, что происходило на балах и светских раутах в Юсуповском дворце, как были оживлены его парадные лестницы. Но на этот раз предлагаю вам пройти туда, где не бывали гости – в потаённые уголки дворянской усадьбы. И первая точка — банкетный зал. Обращали ли вы внимание на потолок?

АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:
Главное, что нас сейчас привлекает — это люстры, выполненные в технике папье-маше или, если хотите, бумажной резьбы.

НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА, историк:
Ещё называли это техника «картон пье», это французская техника: брали бумагу, клей и гипс, и такой массой, жидкой массой для реформы, потом их позолачивают, обрабатывают специальным составом, чтобы не дай бог они не загорелись.

Такие люстры были намного легче бронзовых. Модная техника в эпоху эклектики.

А ещё весь дворец был пронизан вертикальными лестницами для слуг. Мы как раз находимся на одной из них.
-Да да, это чёрная лестница, и снизу из кухни можно было спокойно попасть в парадные залы дворца. Носили здесь подносы, блюда, но еще эта лестница вела наверх — там располагались квартиры Юсуповского дворца.
-И пол очень любопытный.
-Это метлахская плитка, чтобы ноги не скользили. По технологии этого времени.

АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:
На первом этаже располагалась столовая в личных покоях. Ещё горячие блюда попадали из кухни сюда — в официантскую, сервировались и помещались в это особое окошечко.

НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА, историк:
А с противоположной стороны слуга открывал это окошко, брал блюдо и накрывал на стол.

Так обеспечивался минимальный контакт слуг не только с титулованными жильцами и гостями, но и между собой. А теперь заглянем в самую интимную часть Юсуповского дворца — в туалет княгини Юсуповой. Он расположен рядом с тайной лестницей в девичью. Первые ватерклозеты появились во дворце уже в 1865 году.

АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:
Конструкция этого, довольно уютного ватерклозета — уникальная, здесь даже сохранилась подлинная деревянная обивка.

В начале ХХ века в жилых покоях князя Феликса Юсупова появляется и ванная для полного омовения.

НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА, историк:
Феликс хотел воссоздать здесь какие-то римские термы. И хотел сделать их из самого модного, самого современного, гигиеничного материала — из кафеля. Но из кафеля не получилось, потому что огромные блоки кафельные лопались под воздействием тепла, и поэтому пришлось обратиться к старому проверенному материалу — мрамору.

АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:
Это, я полагаю, вентиль для холодной, для горячей воды, а здесь мы можем увидеть механическую кнопку, на которой написано «опорожнить». Теоретически даже сейчас мы можем наполнить эту ванну водой.

Здесь же, слева от входа затаился металлический сейф с дверцей, фанерованныой розовым деревом. Совершенно пустой. А мы же — идём дальше.

НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА, историк:
Мы в гардеробной князь Николая Борисовича Юсупова, в этих шкафах хранилась его одежда. Мы открываем эту дверь — она открывает ванную, мраморную, где князь, переодеваясь мог принять лёгкий душ, ополоснуться. Сохранилась также бронзовая фурнитура.

Наконец заглянем в гладильную или комнату для хранения столового и постельного белья. Как вам высота таких низких потоков? Здесь находилась комната для горничных, прямо над покоями княгини, пространство которых увеличили за счёт уменьшения помещения для прислуги.

АННА ОРЛОВСКАЯ, корреспондент:
Гладить было очень непросто, утюги были тяжёлые, чугунные, а когда добавлялся уголь, наверняка его вес увеличивался, и при этом его необходимо было раскачивать ….

НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА, историк:

для того, чтобы угли разгорались и грелось. В гардеробных одежда хранилась не на вешалках, как сегодня, вешалки — это очень позднее изобретение, а в таких вот удобных, больших сундуках, которые переезжали с хозяевами.

И только посмотрите насколько были модернизированные шкафы, на пороге был ХХ век. Солько еще тайн скрывает дворянская усадьба, какие мелочи жизни титулованных владельцев таят её уголки? Мы увидели лишь часть того, что хранят исторические стены, наполненного секретами Юсуповского дворца.